Как известно, в 1284 году городок Гамельн (расположен на реке Везер в Нижней Саксонии) заполонили крысы. Люди пришли в ужас, ничего с бедствием не могли поделать.
Они истребили собак и котов,
Едва в колыбелях детей не убили,
Съедали на полках запасы сыров
И всё, что хозяйки на ужин варили.
В бочонки с солёною рыбой пробрались
И гнёзда устроили в праздничных шляпах.
И женщин беседы теперь заглушали
Их писк и шуршанье бесчисленных лапок.
Но однажды в городок забрёл человек в причудливой разноцветной одежде и объявил себя Великим Ловцом Крыс, предложил за немалую мзду избавить жителей от грызунов. После заключения контракта, достал волшебную дудочку и стал играть.
Прозвучавшие первые три ноты спровоцировали жуткие события: вон из города бросились все крысы, от мала до велика. Вздёрнув хвосты и топорща усы, последовали за музыкантом. Шествие добралось до реки Везер… прожорливое лихо там и потонуло.
Но жадные горожане начали жалеть о договоре с музыкантом, обвинили его в колдовстве, отказались заплатить по договору. Ловец Крыс рассвирепел, поклялся отомстить неблагодарным. Возмездие свершилось 26 июня, в День святых Иоанна и Павла, когда этот загадочный человек прекрасной мелодией из трёх нот собрал вокруг детей, повёл их вон из городка.
Процессия дошла до горы за крепостной стеной, там открылись чудесные врата, за которыми исчезли музыкант и детишки. Но двое карапузов остались снаружи: один был слепым, другой немым. Второй заметил место, где исчезли остальные дети, а первый мальчик рассказал, какие волшебные и светлые чувства он испытал во время концерта.
Всего пропало сто тридцать детей, их родители бросились к горе Коппенберг, но обнаружили только небольшую расщелину, где растворились чародей и его спутники. С тех пор улица, по которой шёл музыкант, называется Bungen-Strasse, там нельзя играть на барабанах, исполнять любую музыку.
Похожие истории
рассказывают в других местах. В городе Бранденбург ходил человек со скрипкой, тоже увёл всех детей за собой к горе Мариенберг. А поля подле города Лорха отшельник со свирелью избавил (за невыплаченные потом сто гульденов) от полчищ муравьёв. После скандала со скаредным епископом — увлёк чарующей мелодией… всех свиней округи, утопил в озере.
В горах Гарца рассказывают свою историю: странный музыкант с волынкой, едва начав играть, становился причиной смерти какой-нибудь девушки (ага, если не умел волынить, то неудивительно). Собрав пятьдесят погибших душ прекрасных фройляйн — утащил их недра горы.
Бог с ней, с Германией. Такая же легенда есть в Абиссинии, входит в ТОП-5 преданий Эфиопии. Некто Хаджиуи Маджуи, злые демоны с волшебными дудками разъезжают верхом на козлах по деревням, заманивая детей. Никто не может сопротивляться мелодии, самые храбрые и сильные воины замирают соляными столбами.
Адекватные теории.
Придётся вспомнить странные истории, как именно закончилась эпидемия Чёрной Смерти в Европах XIV века. В разных местах, от Дании до Италии, тысячи людей были охвачены исступлённой истерикой и танцами. Их называли пляской святого Иоанна, или святого Витта. Толпы народа ходили из города в город, днями напролёт кричали, прыгали, вопили и пели до полного изнеможения.
«В этом году в Ахен прибыли толпы диковинных людей и отсюда двинулись на Францию. Существа обоего пола, вдохновлённые дьяволом, рука об руку танцевали на улицах, в домах, в церквах, прыгая и крича безо всякого стыда.
Изнемогши от танцев, они жаловались на боль в груди и, утираясь платками, причитали, что лучше умереть. Наконец, в Люттихе им удалось избавиться от заразы благодаря молитвам и благословениям». (Magnum Chronicum Belgium. 1374 год)
Это странное явление, названное «хореоманией», вспыхивало регулярно, не менее полусотни эпизодов зафиксировано в XIV-XV веках, чтобы потом неожиданно исчезнуть и больше не появиться. Конспирологии тут накручено немало: от неизвестного вируса — до эмоциональной неадекватной реакции на… избавление от карантинных мер, когда во время эпидемий люди вынуждены были неделями сидеть в изоляции, забаррикадировавшись в своих домах.
Сказка «Гамельнский крысолов» вполне могла пересказать событие 1237 года, когда в городе Эрфурте сотня детей была поражена «хореоманией», дико крича и прыгая — отправилась в сторону Армштадта. По преданию, они добрались до конечного пункта и там замертво рухнули, погрузившись в странный сон. Родители забрали одержимых, но окончательно никто в себя не пришёл. У них отшибло память, развилась падучая, а большинство детей потом умерло.
17 июня 1278 года около сотни человек, поражённых той же «хореоманией», устроили дикие пляски на Мозельском мосту в Утрехте, обрушили его и все утонули. Но эти церковные предания из одного корня, как определили исследователи, когда любое нервное расстройство, объяснялось чарами ведьм и самого дьявола.
Впечатлительные и невежественные люди (больше женщины и дети) часто впадали в состояние аффекта, наблюдая за корчами «одержимых падучей», попросту слетая с катушек. А «месть крысолова» была хорошо спланированным актом массового психоза, когда один человек увлекает за собой остальных. Вполне может быть, с тяжёлыми последствиями (обрушили мост, сгинули в пропасти и т.д.).
А древнейший фольклорный мотив о «дьявольской музыке», которой нельзя сопротивляться, лишь дополнил миф о «Гамельнском крысолове». Но подтвердить эту очевидную рациональную догадку нечем, увы. Зато можно послушать…
Дикие теории.
Тут стоит помнить, легенда о «Гамельнском крысолове» впервые была записана XVI-м, но обросла новыми подробностями в XVIII-XIX веках, когда попала на перо Гёте и братьям Гримм. А церковники (особенно пуритане, кстати) её рассказывали, как притчу о «дьявольском наваждении». Что детей выводил из городов сам Сатана для заселения собственных городов где-то в Трансильвании (даже Дракулу приплетали).
Уильям Манчестер в книге «Мир, освещённый лишь огнём», собрал ещё несколько мифов о «Крысолове», больше напоминающие полицейские отчёты. Сказал, что так сохранилась легенда о некоем педофиле-маньяке XIII века. Или же суеверные люди хотели обвинить цыган, похищавших детей, заманивавших несчастных в своих шатры и кибитки ночными песнями и танцами, когда останавливались подле городов и деревень.
Долгое время пытались объяснить странное поведение людей «эрготизмом», массовым отравлением спорыньёй. Да такая проблема в Европах существовала, гриб, паразитирующий на ржаных колосьях, мог попадать в ежедневный рацион средневекового человека. Алкалоид, подобный ЛСД, вполне способен поражать огромные слои городской и сельской бедноты…
Только вот неувязка: хореографическое веселье такой натуральный яд не вызывает. Наоборот, способствует подавленному состоянию, бредовым галлюцинациям, страху и желанию уединиться.
Миграции?
Самой актуальной является теория, которой придерживается большинство историков. Легенда о «Крысолове» является отзвуком многочисленных драматичных эпизодов «дранг нах Остен» немецкого народа, когда, согласно законам майората, отеческую недвижимость наследовал только старший сын, а все прочие были вынуждены искать удачи на стороне.
В Трансильвании и Саксонии нашли несколько географических точек, которые подозрительно и лингвистически связаны с Гамельном (Квергамельн в Нижней Саксонии, например). Вывод сделали такой: некие бароны направляли вербовщиков в немецкие земли, приглашая юношей и девушек, молодые семьи с детьми переселиться в необжитые или опустошённые монголами Батыя регионы. Устраивали театрализованные представления на ярмарках, с музыкой и танцами.
В принципе, такое возможно. Даже жизнеспособной выглядит версия. Ведь точно известно, когда крестоносцы стали осваивать земли Прибалтики, они даже направляли вербовщиков совсем другого рода: скупщиков «живого товара», детишек бедноты. Воспитывали в духе агрессивного католицизма, заселяли ими целые регионы.
Стоит обратить внимание на само слово «Kinder». В Средние века так называли не только детей, а использовали эпитет для обозначения уроженцев некоей местности. Это даже в воззваниях и обращениях епископов к крестоносцам звучало: «Дети Гамбурга! Вступайте в войско Христово!». Так что легенда могла рассказывать массовый уход рекрутов, но из похода никто не вернулся.
Немецкий криптолог Ганс Доббертин даже имена готов назвать, кто из немецкой знати конкретно занимался организацией эмиграции на Восток. Загадочным «Крысоловом» мог стать граф Николас фон Шпигельберг, который отметился во многих городах Саксонии своими яркими «рекламными кампаниями», уговорив сотни безземельных и безработных покинуть родные места.
Мало того, есть точное описание самого графа и его окружения, одетых в пёстрые и яркие разноцветные одежды. История столь же грустная оказалась, как с детьми Гамельна. Когда корабль с переселенцами направился на северо-восток, то попал в шторм, погиб недалеко от польской деревушки Копань. Утонили все, включая «крысолова» фон Шпигельберга.
На эту же роль может претендовать Бруно фон Шаубург, епископ Оломоуцкий, который тоже рассылал по немецким и австрийским землям бродячие театры зазывал-вербовщиков. Действовал по приказу Прежемысла Отакара II (1253-1278 гг.), короля Богемии и Чехии, основателя Кёнигсберга. Даты полностью совпадают с хрониками города Гамельна. А переселенцы направлялись в безлюдную Моравию.
Датчанин Юрген Удольф копнул ещё глубже, обобщив около трёх десятков городских Хроник немецких земель. Германская колонизация прибалтийских земель стала главным мотивом политики после поражения датчан при Борнховеде (1227 г.), епископы и герцоги Померании, Бранденбурга, Укермарка и Пригница просто наводнили Европы своими вербовщиками.
Призывы не остались без ответа, тысячи колонистов из Нижней Саксонии и Вестфалии устремились на Восток. Память осталась в названии дюжины деревень и городков, с явными вестфальскими корнями. Особенно популярны в Померании названия «Гинденбург» (пять местечек), «Шпигельберг» и «Беверинген».
Последний имеет кровного собрата к югу от «крысиного Гамельна» — городок Беверунген. А поляки подтвердят: после волны германской миграции очень много появилось людей с фамилиями Гамель, Гамлер и Гамелников.
Но теория спорна, поскольку вступает в противоречие с цеховой традицией немецких вольных городов. Ремесленники всегда категорически препятствовали исходу именно молодёжи, а легенды о «Крысолове» напирают на малолетний возраст пропавших. Сам же Гамельн был житницей хлеба для большого региона, рабочие руки там были крайне необходимы всегда.
Не выдерживает критики и гипотеза о детском Крестовом походе 1212 года, который увёл из Европ более 20 тысяч ребятишек освобождать Иерусалим, закончившийся трагически. Пересечений двух преданий не обнаружено, а религиозные «крысоловы», призывающие вступить в «воинство Христово», … были монахами. Никак не ярко разряженными дудочниками.
Корни легенды
удалось нащупать. Древняя мифология говорит: душа человека похожа на мышь. Когда мы засыпаем, именно это мелкое животное выскакивает изо рта и убегает до рассвета. А когда германские племена начали насильно обращать в христианство, среди язычников популярной стала легенда об Иисусе… в облике Орфея. Это пришло из одного старинного гимна первых христиан, который рассказывал о переходе Спасителя через Иордан:
Ангелы зовут меня с того берега:
Приди же, приди, чтоб не странствовать больше.
С кельтских времён живучими остались суеверия, когда рассерженные эльфы способны своим пением предречь гибель, произведение называли «песнь духа». А в землях гаэлов эти создания водили целые поющие хороводы по ночам. Детям строго-настрого запрещали их слушать, покидать жилища после сумерек, иначе их заберёт на свою подземную мануфактуру «госпожа Холле» (древняя богиня женских ремесел Хольда/Хульде).
В скандинавских балладах писано: юношей завлекает на погибель сладкая музыка эльфийских дев «ellfr-lek». Древние греки боялись сладкоголосых сирен, едва не погубивших Одиссея. Санскритская легенда о поэте Гунадхье гласила: он своими притчами собрал в лесу множество животных. В финской мифологии волшебного музыканта зовут Вяйнямёйнен, в скандинавской — пением рун прославился бог Один.
Понятно тоже, откуда у Гамельнского крысолова появился такой музыкальный инструмент. Во-первых, средневековые борцы с грызунами имели в арсенале оловянные трубочки-свирели. Не очень эффективное средство, но способное издавать громкие высокочастотные звуки. Крысы и мыши на это реагируют крайне панически. Но изгнать грызунов таким способом полностью никогда не получалось даже с небольших кораблей.
А вот легенд о о музыкальном инструменте, который заставляет всех танцевать, пока звучит музыка, — полна коробушка. Это валашская сказка о волынке, данной Богом; греческая — о Бакале и его дудочке; исландская сага об арфе Сигурда, убитого из-за неё Боси; рог Оберона; испанская сказка о фанданго; ирландская — о слепом музыканте Морисе Конноре, который заставил мелодией флейты танцевать даже рыб… и так далее, список крайне внушительный.
В древних славянских сказках волшебный инструмент тоже присутствует, но работает чаще всего в противоположном направлении — погружает в сон. Это символ свистящего осеннего ветра, сковывающего землю первыми заморозками. Пробуждает же природу и жизнь другой чудесный инструмент — гусли. Это отзвук древнегреческих мифов о волшебной арфе Аполлона.
Выводы.
Итак, что конкретно описывала сказка о Гамельнском крысолове — неизвестно. Настораживает в ней только одно: точная дата происшествия, 26 июня 1284-го года, потом заменённая в ряде серьёзных германских источниках на 22 июля 1376-го, непонятно по каким соображениям. Точное хронологическое утверждение говорит: за легендой стоят реальные события.
Иначе зачем появился в 1300-м году тематический витраж церкви на Рыночной площади в Гамельне, утерянный в 1660-м. Но осталось подробное его описание и рисунок барона Августина фон Мёрсперга. Мозаика цветного стекла и слюды изображала пёстрого дудочника в окружении детей в белых платьях
Настораживают и записи в Хрониках, типа «сто лет тому назад пропали наши дети», ставшая точкой отсчёта «времён» дата 26 июня в Гамельне, где все события записаны «от ухода детей наших».
Предположу, всё-таки речь идёт о неком пиратском захвате детворы работорговцами, которые обманом и красивым представлением с музыкой заманили сотню малышей на корабли. Но при чём тогда крысы, история с жадностью жителей города?
Это смутные воспоминания о некоем рекрутском военном наборе, который городишко Гамельн провёл недобросовестно, утаил деньги нанимателя? А потом был наказан столь бесчеловечным образом, захватом детворы? Ладушки, жду версии Читателей в комментариях.
#история средневековья #Гамельнский крысолов #мифы и легенды #мифология #ловцы крыс #эпидемия чумы #черная смерть #детские крестовые походы #хореомания