Найти тему
Stanislav Sumrak

Танк Mark 4 почему британская военная машина стала такой культовой

Оглавление

Хотя бронетанковая война все еще находилась в зачаточном состоянии, британский Mark IV был одним из самых знаковых танков Первой мировой войны, которые были разработаны для Великой войны.

Танк «Марк IV» времен Первой мировой войны имел ромбовидную форму и выпускался в двух основных модификациях: мужском и женском. Мужская версия имела четыре пулемета и две 6-фунтовые (57-мм) пушки, которые были установлены на боковых надставках, называемых спонсонами. Напротив, женская версия имела только пулеметы. Каждой машине присваивалось имя, соответствующее буквенному обозначению батальона. Например, танки батальона D назывались Deborah, Dominie, Devil May Care, Demon и так далее.

-2

Танки имели экипаж из восьми человек, включая механика-водителя, командира, двух механиков, двух наводчиков и двух заряжающих. Экипажи были защищены броней толщиной до 12 мм — около полудюйма. Стальные пластины, используемые для брони, были вырезаны и просверлены перед закалкой. Затем их приковывали к железной раме. Экипажи прониклись настоящей привязанностью к своим металлическим зверям, настаивая на том, что у каждой машины есть свои уникальные особенности и индивидуальность. Если бы танк был сильно поврежден, экипаж неохотно пересаживался бы на другую машину.

Когда бронетанковая война была в зачаточном состоянии

По меркам 1917 года Mark IV был чудом современных технологий. Это оказалось очень эффективным оружием, когда почва была хорошей, была достигнута внезапность и была доступна пехотная поддержка. Но бронетанковая война все еще находилась в зачаточном состоянии, и Mark IV не был лишен серьезных недостатков. Было обнаружено, что 6-фунтовые орудия самца можно было эффективно использовать только в том случае, если танк не двигался. Вибрация от гусениц, среди прочего, мешала точному использованию прицела орудия.

Что усложняло жизнь внутри танка Mark IV

12-миллиметровая броня была устойчива к большинству обычных пуль, хотя иногда у немцев были смертоносные бронебойные снаряды. Настоящую опасность представляли артиллерийские снаряды, которые за секунды могли превратить танк в пылающий гроб. 28-тонный большой вес Mark IV был слишком большим для его двигателя, трансмиссии и подвески.

В действии танк был самодостаточным адом. Шум был такой сильный, что командирам приходилось кричать во всю глотку, а температура часто достигала 100 градусов, независимо от погоды на улице. Немцы научились стрелять из пулеметов по смотровым щелям танка. Рикошеты и расплавленные осколки пуль, в том числе раскаленные добела куски медных оболочек, разбрызгивали частицы в бак, эффект, который экипажи язвительно называли «всплеском».

Экипажи сидели рядом с двигателем и трансмиссией. Не было ни брандмауэров, ни какой-либо защиты. На практике это означало вдыхание тошнотворного облака паров, зловония, включавшего бензин, угарный газ, масляный дым и порох от снарядов. Экипажам приходилось находиться в таких условиях по семь-восемь часов подряд во время крупного боя. Иногда члены экипажа теряли сознание или сильно заболевали.

Этот Mark IV был захвачен немецкими войсками и переоборудовался для использования в военных целях. Обратите внимание на железные кресты, добавленные по бокам
Этот Mark IV был захвачен немецкими войсками и переоборудовался для использования в военных целях. Обратите внимание на железные кресты, добавленные по бокам
Разрушенный Mark IV. Во время Первой мировой войны танки создавали своим экипажам адские условия, но люди, управлявшие ими, часто не желали пересаживаться на другой танк, если их собственный был поврежден.
Разрушенный Mark IV. Во время Первой мировой войны танки создавали своим экипажам адские условия, но люди, управлявшие ими, часто не желали пересаживаться на другой танк, если их собственный был поврежден.