Хотя бронетанковая война все еще находилась в зачаточном состоянии, британский Mark IV был одним из самых знаковых танков Первой мировой войны, которые были разработаны для Великой войны.
Танк «Марк IV» времен Первой мировой войны имел ромбовидную форму и выпускался в двух основных модификациях: мужском и женском. Мужская версия имела четыре пулемета и две 6-фунтовые (57-мм) пушки, которые были установлены на боковых надставках, называемых спонсонами. Напротив, женская версия имела только пулеметы. Каждой машине присваивалось имя, соответствующее буквенному обозначению батальона. Например, танки батальона D назывались Deborah, Dominie, Devil May Care, Demon и так далее.
Танки имели экипаж из восьми человек, включая механика-водителя, командира, двух механиков, двух наводчиков и двух заряжающих. Экипажи были защищены броней толщиной до 12 мм — около полудюйма. Стальные пластины, используемые для брони, были вырезаны и просверлены перед закалкой. Затем их приковывали к железной раме. Экипажи прониклись настоящей привязанностью к своим металлическим зверям, настаивая на том, что у каждой машины есть свои уникальные особенности и индивидуальность. Если бы танк был сильно поврежден, экипаж неохотно пересаживался бы на другую машину.
Когда бронетанковая война была в зачаточном состоянии
По меркам 1917 года Mark IV был чудом современных технологий. Это оказалось очень эффективным оружием, когда почва была хорошей, была достигнута внезапность и была доступна пехотная поддержка. Но бронетанковая война все еще находилась в зачаточном состоянии, и Mark IV не был лишен серьезных недостатков. Было обнаружено, что 6-фунтовые орудия самца можно было эффективно использовать только в том случае, если танк не двигался. Вибрация от гусениц, среди прочего, мешала точному использованию прицела орудия.
Что усложняло жизнь внутри танка Mark IV
12-миллиметровая броня была устойчива к большинству обычных пуль, хотя иногда у немцев были смертоносные бронебойные снаряды. Настоящую опасность представляли артиллерийские снаряды, которые за секунды могли превратить танк в пылающий гроб. 28-тонный большой вес Mark IV был слишком большим для его двигателя, трансмиссии и подвески.
В действии танк был самодостаточным адом. Шум был такой сильный, что командирам приходилось кричать во всю глотку, а температура часто достигала 100 градусов, независимо от погоды на улице. Немцы научились стрелять из пулеметов по смотровым щелям танка. Рикошеты и расплавленные осколки пуль, в том числе раскаленные добела куски медных оболочек, разбрызгивали частицы в бак, эффект, который экипажи язвительно называли «всплеском».
Экипажи сидели рядом с двигателем и трансмиссией. Не было ни брандмауэров, ни какой-либо защиты. На практике это означало вдыхание тошнотворного облака паров, зловония, включавшего бензин, угарный газ, масляный дым и порох от снарядов. Экипажам приходилось находиться в таких условиях по семь-восемь часов подряд во время крупного боя. Иногда члены экипажа теряли сознание или сильно заболевали.