Найти тему
Ликбез

Четыре элемента революционного стиля и их критика консерваторами

Прежде чем более детально рассмотреть развитие современного консерватизма, необходимо, поставить его в более широкую перспективу, приняв во внимание ту главную задачу, которую ставит перед ним современная эпоха. Это - критика революционного стиля в политике, привнесенного французской революцией.

Для такого революционного стиля характерны четыре элемента, которые консервативные мыслители считают наиболее катастрофическими.

Во-первых, почти религиозный фанатизм, превращающий политику с ее направленностью на постепенное смягчение конфликтов интересов и страстей, во всеохватывающий идеологический крестовый поход против зла и несчастий. Такая ситуация слишком знакома по идеологическим конфликтам и нынешнего века.

Во-вторых, рационализм, в силу которого отвергаются существующие политические институты в принципе, поскольку они волюнтаристски объясняются "иррациональным продуктом обычаев и традиций". Причем не принимается во внимание, что людей, живущих при этих институтах, они вполне устраивают. Вместо них революционные рационалисты предлагают создать новые институты, удовлетворяющие таким абстрактным идеалам как права человека, высочайший уровень счастья для большинства людей, социальная справедливость и т.д. Со своей стороны, консервативные мыслители отмечают, что неуважение к обычаям и традициям подрывает добровольные социальные связи, в результате чего единственным средством удержать общество от развала остается насилие.

В-третьих, безграничный оптимизм относительно способности человеческой воли изменять все и вся по своему усмотрению. Этот оптимизм получил наиболее показательное и ужасное выражение в фашистской идее непрерывной революции, в соответствии с которой смысл существования нации состоит в постоянном переосмыслении своей идентичности, в установлении права на бесконечное историческое существование на основе беспрекословного подчинения вождю, который ведет народ "от победы к победе" в ходе бесконечных войн, во время которых народ испытывает себя. Этот культ воли совершенно чужд консерватизму, который ставит акцент на ограниченности политики, а не на всеразрушающем титаническом порыве.

В-четвертых, консерваторы критикуют наивную веру в народный суверенитет как ключ к внутренней и внешней гармонии. Консерваторы предупреждают против автоматического отождествления демократии со свободой и эффективным управлением, поскольку такое средство прямой демократии как плебисцит может быть легко использовано для легитимации диктатуры.

ALAN CAWSON. CONSERVATISM