Детям обычно в доме организуют пространство. Ну, там, кроватка, манеж. Свой столик для учёбы, свой шкафчик для одежды. И даже своя секция батареи, чтобы вещи сушить - ибо детские вещи чаще всего пачкаются и намокают.
Это сейчас. Раньше у многих людей такой роскоши, как своё пространство, попросту не было. В одной комнате все могли ютиться - в достаточно большом количестве. В тесноте, да не в обиде, как у нас принято говорить. И это хорошо, если при такой тесноте действительно нет обид, если действительно есть взаимная поддержка и зарядка, если вместе, пусть и тесновато, зато хорошо и весело.
Но так бывает не всегда и не у всех. Есть люди, - достаточно талантливые, одарённые, - которые очень трудно переносят большое скопление народа на малой площади. У них органическая потребность в уединении, в тишине, они задыхаются, в окружении чувствуют себя действительно как... в окружении.
В фильме Эльдара Рязанова "Андерсен" это очень наглядно показано, - как великий сказочник мучился практически всю свою жизнь из-за отсутствия личного пространства. Когда он был подростком, то любил сочинять, рисовать, разыгрывать представления. А не очень-то разбежишься, когда много народу в одной комнате, да ещё и не все понимают твои увлечения - кто-то насмехается, кто-то осуждает. И потом, в Копенгагене, где Андерсен учился, ему пришлось жить в доме своего учителя, который его всячески третировал - из зависти. Потому что этот Мейслинг не состоялся как литератор - а в Андерсене нельзя было не увидеть Божью искру. Вот и шпынял его Мейслинг и в школе, и дома - по поводу и без повода.
Да и в зрелом возрасте Андерсен тоже не с своём доме жил - снимал комнату у знакомых, правда, эти люди уже хорошо к нему относились, да и он был уже тогда знаменит.
А вот уже мой знакомый рассказал похожую историю своей жизни - среди "духовно продвинутых" людей. У него тоже своего угла не было. То есть когда-то своя квартира была. А потом он её продал - чтобы "поддержать учителя". Чтобы вся "команда" смогла жить вместе - на природе, а не в "душной цивилизации".
И на то время, пока дом в деревне приобретался и обустраивался, "учитель" поселил этого человека у себя дома. На кухне. Потому что квартира была однокомнатной. Знакомый, если честно, не был готов к такому повороту - он думал, что будет пока это время подрабатывать и где-то комнату снимать. А тут "наставник" сказал, что устраиваться никуда не надо, деньги сейчас есть и не нужно снова "уходить в социум", надо быть "максимально вместе". И человек потом ещё долго вспоминал это время с содроганием. Потому что этот его якобы "учитель" и так был жёстким и авторитарным, так тут ещё и жить приходилось с ним бок о бок, практически 24 часа в сутки. Фактически на положении раба - раз "в социуме" не работаешь, то помогай своим "друзьям". То есть готовь, убирайся, выполняй ещё какие-то поручения - а учитель будет думать, как же обустроить лучшую жизнь для тех, кто ему дорог больше всего на свете. Это он так говорил своим ученикам - что он их самый главный и самый лучший друг, что он посвящает им свою жизнь, ради них не спит ночами и т.п.
Знакомый был как раз из тех, кто сильно нуждался в личном пространстве, в уединении, он очень сильно терялся, находясь всё время на виду, "на прицеле" (это тоже слова из лексикона их "лучшего друга"). Наверное, на это и был расчёт - выбить у человека почву из-под ног, сделать максимально управляемым. Лишь спустя несколько лет ему удалось дозреть до того, чтобы покинуть секту - и суметь начать жизнь практически с нуля: без жилья, без денег, без сил, без особой веры в себя. На это тоже несколько лет ушло - слава Богу, человек сумел восстановиться. Так везёт, увы, далеко не всем.
Так что стоит позаботиться о том, чтобы свой угол был. Даже не угол, не очень удачное это слово. Своё место в жизни. Пространство для восстановления и пространство для дела. Своего дела. Это тоже очень важно, чтобы оно было - своё дело, чтобы быть в жизни творцом, а не квартирантом и прислужником...