Найти тему

Принадлежит ЛИ искусство народу: недоступное великолепие на Садовом кольце

Массивная каменная кладка, львы на фасаде, черная витая решетка – все атрибуты средневекового замка в наличии. И не где-нибудь, а в центре Москвы, на Садовом кольце. Все, что видно, это верхушка дворца-замка. На табличке «Особняк С.П. фон Дервиза. Охраняется государством». Жаль, что охраняется от народа. Потому как внутрь не пускают – подразделение Роскосмоса.

А мы все-таки заглянем.

Евровый миллиардер

По нынешним временам миллионер фон Дервиз был бы миллиардером. Причем, евровым.

Павел Григорьевич фон Дервиз сделал свое миллионное состояние весьма изобретательно. На посту председателя Общества Московско-Рязанской железной дороги он впервые привлек к строительству железных дорог частные инвестиции. Построенные участки дороги передавались государству. Выпускаемые Обществом облигации мгновенно раскупались, в том числе за рубежом. Ведь доходность этих вложений гарантировало государство.

И вот, Павел Григорьевич сначала завышает стоимость подрядов, а потом на вырученные деньги покупает по низкой цене акции железных дорог. Акции растут в цене, пропорционально растет и доход успешного предпринимателя.

Впрочем, цель оправдывает средства. А цель у «русского графа Монте Кристо» была очень даже понятная: его дети один за другим заболевают костным туберкулезом. Вероятность излечения давал климат побережья Ниццы и озера Лугано (Швейцария). Там фон Дервиз и приобрел участки земли, построил виллы в неоготическом стиле.

Сейчас французская вилла фон Дервиза «Вальроз» (Долина роз) принадлежит университету Ниццы. Функционирует и концертный зал, построенный владельцем. Когда то здесь ежедневно давали концерты театральные труппы. Сейчас - звезды оперной сцены.

А еще сюда из российских владений купца были привезены бревна для сруба, и поставлена настоящая русская изба. Вынужденно находясь вдали от России, Павел Григорьевич хотел чувствовать себя здесь, как дома в детстве, в Тамбовской губернии.

Заранее договорившись с руководством, можно пройти на территорию виллы и посмотреть «Долину роз», проникнуться ее былым и нынешним великолепием.

К сожалению, из пяти детей Павла Григорьевича троих все же унесла жестокая болезнь. А смерть единственной дочери и вовсе подкосила Павла Григорьевича. Отпевали их вместе, в храме в Москве.

Усадьба на Черногрязской улице

В этом месте, у нынешней станции метро Красные ворота, когда-то протекала речка Черногрязка, приток Яузы. К XVII веку здесь обосновалась крупнейшая в Москве огородная слобода. Почти 400 дворов с огородами и теплицами, поставляющими продукты для царского двора. Некоторые умельцы умудрялись выращивать даже арбузы и дыни.

Во времена Петра I огородников сменили приближенные царя: здесь проходила дорога из Кремля в немецкую слободу. Участки земли меняли владельцев, в зависимости от материального благополучия оных. В конце XIX века владение у Красных ворот купил и сын Павла Григорьевича, Сергей Павлович фон Дервиз. Адрес: ул. Садовая-Черногрязская, 6.

Детство Сергея прошло среди красивых вещей и талантливых людей. Не удивительно, что его московская усадьба стала явлением неординарным. Эклектика стилей флорентийского палаццо и средневековой крепости – редкость для Москвы.

Парадный выступающий вход с тремя арками, массивное центральное крыльцо, полукруглые пандусы. По бокам от входа женские скульптуры-светильники. На крышу ризолита можно выйти со второго этажа, как на балкон.

Дом облицован гранитом и отделан крупным рустом, сродни каменной кладке средневековых крепостей. Интересная лепнина, гирлянды из фруктов и листьев, маскароны с головами львов, вазоны... А на фризе драконы держат щит с инициалами владельца: SVD (Sergei von Derwies).

На композиционное решение особняка серьезно повлиял Федор Шехтель. По его же рисункам был оформлен и интерьер: готический вестибюль и китайская комната, наборный паркет и мраморная лестница, несколько каминов и сложных люстр, золоченая лепнина и живописные панно. А еще великолепные витражи.

Это первая масштабная оформительская работа Шехтеля для частного дома. Продумано было все, вплоть до дверных ручек и спинок диванов.

Помимо особняка, на территории были построены доходный дом в стиле ампир и два флигеля. В неспокойные годы Первой мировой войны, со стороны Садового кольца флигели соединили высокой каменной оградой

Достойный сын

Сергей не пошел по стопам отца, предпринимательство ему не давалось. Однако, он не промотал состояние отца, живя в удовольствие. Его стихия - искусство, меценатство. Именно они, вкупе с государственной службой, запечатлели имя Сергея фон Дервиза в истории Москвы.

За верную службу на различных постах в министерствах был награжден орденами Святого Станислава, Святой Анны и Святого Владимира.

Его имя выгравировано на фасаде органа Московской консерватории. Уникальный концертный орган Сергей Павлович подарил консерватории в 1900 году.

В 1874-1876 годах, полностью на свои средства, он построил больницу Святого Владимира в Сокольниках. Эта детская больница до сих пор принимает детишек. Мои трое детей, в свое время, тоже лечились здесь.

На ее территории, между больничными корпусами, функционирует отреставрированная Церковь Троицы Живоначальной. В ней находятся усыпальница рода фон Дервизов.

Новый владелец

Нечистоплотность посредников, присваивающих переданные на благотворительные цели средства, почти разорила фон Дервиза. На некоторое время его даже взял под опекунство дядя, чтобы сохранить наследство. Опека, пусть и снятая, а также страх революции 1905 года вынудил Сергея Павловича покинуть Москву.

В 1908 году Сергей Павлович продает все свое имущество в России и переезжает в Канны.

Новым владельцем усадьбы становится Лев Константинович Зубалов, составивший свое состояние на бакинских нефтяных промыслах. Его страсти, коллекционированию предметов искусства, мы обязаны наполнению особняка уникальными деталями.

Фарфоровые вазы и посуда, мебель и предметы декора, ковры и часы, иконы и картины. Все это в 1914 году, после смерти владельца, женой Л.К. Зубалова было передано в Румянцевский музей.

Доступ закрыт

К сожалению, в 1924 году большая часть коллекции ушла в другие музеи или была продана через антикварные магазины. Но даже то, что осталось, могло бы привлечь экскурсантов. Увы, видеть эту красоту могут только сотрудники учреждения.

В интернете появляются фото с потрясающими мраморными каминами (из белого, черного и красного мрамора) с золочеными барельефами на фасадах. Уникальные витражи, шикарная белая мраморная лестница, мраморный наборный чайный столик и роскошный диван в китайской комнате, люстры и лепнина, позолота и наборный паркет.

Сам особняк переходил из одного режимного объекта в другой. С 1941 года здесь находился НИИ электромеханики, в последствие ставший подразделением Роскосмоса.

Забор, камеры, охрана. Мы подошли и спросили, можно ли поснимать на территории усадьбы хотя бы снаружи главное здание. Увы, не положено.

Вот уж точно написано на вывеске: «Объект культурного наследия федерального значения. Подлежит государственной охране».

А мы, если хотим посмотреть уникальное творение фон Дервизов, можем отправиться в Ниццу. Московский особняк не хуже, но пускают только в Ницце.

Любите историю и путешествия? Читайте и смотрите на нашем канале:

* За что архитектор проклял свой дом: загадки пряничного терема на Якиманке
* 6 фактов о Северном вокзале Москвы, о которых вы не знали
* От Лжедмитрия I до Распутина: 6 загадочных личностей России. Нейросеть - видео с ожившими через нейросеть портретами

Понравилось - ставьте палец вверх и оставляйте комментарии. Вам не сложно, а мне приятно.

Если информация оказалась полезной - делитесь ей в соцсетях и мессенджерах.

Хотите увидеть новый материал первыми - подпишитесь на наш канал.