В отечественных СМИ достаточно часто выходят репортажи или документальные фильмы о запуске советских и российских пилотируемых космических кораблей. Внимательные зрители наверняка обращали внимание на то, что экипаж корабля, одетый в скафандры и идущий к космическому кораблю всегда выглядит сутуло, если не сказать больше – сгорбленно.
Казалось бы, в космонавты отбирают только здоровых кандидатов и даже если допустить, что кому то удалось проскочить с ярко выраженным кифозом грудного отдела мимо врача с ярко выраженным нарушением зрения, то даже в этом случае, для далекого от космонавтики человека могут появиться неудобные вопросы, почему со времен Аполлона американские астронавты гордо шагают с выпрямленной спиной, а наши сутуло?
В своих статьях и комментариях я постоянно повторяю мысль о том, что форму изделия (в нашем случае скафандра) определяет компромисс между функциональностью, технологическими возможностями и эргономикой.
В космических кораблях «Союз» космонавты используют спасательный скафандр «Сокол-КВ2» (ранее модификацию «Сокол-К») в сочетании с амортизационным креслом «Казбек». Эти два изделия (скафандр и кресло) образуют единое целое с высоким уровнем сочетаемости. Дело в том, что кресло «Казбек» разработано так, что бы придать космонавту оптимальную позу (схожую с позой эмбриона) в которой обеспечивается наилучшая переносимость пилотажных перегрузок по направлению грудь-спина и ударных, в случае жесткой посадки.
Узнать более подробно о космическом кресле «Казбек» можно перейдя по данной ссылке:
Главная функция скафандра «Сокол» заключается в обеспечении безопасности и работоспособности экипажа в аварийной ситуации на этапе выведения на орбиту или вхождения в плотные слои атмосферы, поэтому все работы в скафандре выполняются на своих рабочих местах, т.е. в амортизационном кресле и в той самой позе «эмбриона», а бродить в скафандре по коридорам разгерметизированной станции без автономной системы жизнеобеспечения (АСОЖ) не очень то и удобно т.к. скафандр должен быть подсоединен к БСОЖ (бортовой системе жизнеобеспечения) с коротким фалом.
Когда функция диктует форму
Если бы скафандр имел обычную форму пошива, то во-первых, в нем образовывалось бы большое количество лишних складок, вызывающих дискомфорт космонавта при длительном нахождении в кресле и во-вторых, при создании избыточного давления, скафандр бы начал раздуваться и выпрямляться, а находящийся в нем космонавт от неосторожного движения выскочил бы из кресла и не смог бы при всем желании расположиться в нем обратно не сбросив давления в скафандре.
Косвенно с этой проблемой столкнулся экипаж «Восхода-2» . Дело в том, что во время полета, А.А. Леоновым был осуществлен первый выход в открытый космос в скафандре «Беркут». Этот скафандр хоть и был универсальным (использовался одновременно как спасательный, так и для выхода в открытый космос), но основная задача, возлагаемая на скафандр заключалась в обеспечении удобства работы в открытом космосе, поэтому крой был обычным.
Узнать более подробно о скафандре А.А. Леонова можно перейдя по ссылке:
Для того, чтобы этого избежать, скафандр «Сокол» имеет так называемый сидячий крой, т.е. форму близкую к той позе, которую принимают космонавты сидя в кресле.
Но даже не смотря на такой крой, автор блога стал однажды участником одного случая, когда сопровождал примерку скафандра на тот момент еще не летавшего космонавта. Из-за неловкого движения чтобы размять ногу, она выскочила из подножки кресла, а т.к. скафандр находился под давлением, то космонавт не смог самостоятельно согнуть ногу и попросил о помощи. Не смотря на то, что я сразу сказал, что физически не смогу этого сделать и надо сбросить давление, космонавт попросил все же попробовать, поэтому мне пришлось сделать несколько честных попыток согнуть его ногу, которые естественно оказались безрезультатны.
Человек в скафандре с таким видом кроя на Земле действительно выглядит заметно сутулым и даже сгорбленным
Но не стоит забывать, что на Земле от космонавтов требуется лишь дойти до космического корабля, к которому их подвозят на комфортабельном автобусе, а специалисты сопровождают до самого люка корабля.
Оказавшись внутри космического корабля «Союз», скафандр попадает в среду, для которой был создан и от былой неказистости не остается и следа.
Что касается американцев, то они традиционно используют кресла с углом в тазобедренных и коленных суставах близких к 90 градусам, в связи с чем необходимость в специальном крое скафандра попросту отпадает.
Узнать более подробно о кресле-трансформере космического корабля «Аполлон» можно перейдя по этой ссылке:
Более того, как и в случае со скафандром "Беркут", лунный А7L был универсальным, т.е. предназначался как для спасения экипажа в случае разгерметизации, так и для высадки на Луну.
Если говорть о скафандре Илона Маска, то здесь тоже все не однозначно: внешяя форма, к которой стремился Илон Маск точно также оказывает влияние на эргономику и функциональность, а ценой красоты оказались серьезные детские болезни, о которых я уже подробно говорил (см. ссылку на статью о предварительном анализе скафандра Илона Маска по результатам первых двух полетов.)
Ставьте лайк и подписывайтесь на канал «Прогулки в стратосфере»: искать разумные компромиссы в космонавтике достаточно интересно, ведь в науке нет и неможет быть места фанатичному абсолютизму какой либо идеи.