.– Можешь ночевать на своей работе! – Танюша сдвинула бровки и с размаху бросила телефон
– Кто тебя ездить учил?! – презрительно сказал Павлик сквозь зубы и пошёл «на таран» встречному грузовику
– Вот вам, пожалуйста, триста килограмм картошки, приходите к нам ещё! – вежливо проговорила Соня, легко передавая воображаемый пакетик Алисе. Алиса приняла, с улыбкой ответив: «Спасибо!»
«Что за чушь»,– скажете вы, и будете неправы, потому что всё, что сказано выше – чистая правда, записанная дословно на месте событий.
Я упустила одну подробность – шарахнутый об пол телефон и протараненный грузовик были игрушечными, Таня, Павлик, Соня – дети из старшей группы, а реплики – реальные реплики из их детских игр.
Чем старше ребёнок, тем больше его личный жизненный опыт: друг – этот тот, кто не жалеет для тебя ведёрко; всех встречных собак хочется обнять и уйти с ними спать в будку, но мама почему-то не разрешает; самый крутой водитель во всём мире – папа, а все остальные ездить не умеют; в садике нужно выполнять правила поведения, а дома можно и расслабиться…
Кроме личного опыта, есть понятия, которые тебе объясняют взрослые, и если поступаешь «не по понятиям» - за это может и влететь.
Слушая, наблюдая, пробуя
Слушаясь- не слушаясь, выполняя-не выполняя
Спрашивая, рассуждая, споря и ссорясь, дети познают мир.
А всё, что узнали и поняли – оживляют и опробуют в игре.
Они играют всегда и всё своё свободное время. Несвободно оно лишь во время еды, сна и занятий в садике. За едой, мытьём рук и даже в постели перед сном они тоже часто играют.
Вспомните своего ребёнка в любое время суток – он играет в свои игрушки, не замечая вас, он рисует и что-то приговаривает, он сидит в ванной и запускает кораблики из мыльниц. Он устраивает в ванной комнате пенную вечеринку, изведя очередной флакон шампуня, или выкручивает болтики из только что купленной машинки, или меняет причёску дорогой кукле, вырезав чёлку в её шикарных вьющихся волосах.
Они играют и так приобретают опыт, учатся общаться, примеряют на себя разные роли, ситуации и манеры поведения.
А во что они играют?– а в то, что видят вокруг себя и в то, чему мы их научили: в маму и папу, в продавцов и полицейских, ну и ещё, конечно, в фей и чудовищ, куда же без популярных мультгероев.
Наши дети копируют нас, подражают нам, потому что нас видят с первых своих дней и нас считают самыми правильными.
Воспитатель в детском саду обязательно расскажет нашим чадам о временах года и перелётных птицах (ну и обо всём прочем, что положено по программе). А мы дома и в повседневной жизни должны стараться демонстрировать своим подрастающим человечкам лучшее, что умеем и можем.
Кто-то скажет: «Нечего притворяться и красить всё розовым. Пусть знает жизнь, она не будет его всё время гладить».
А я думаю, что не надо ему сразу всё про жизнь узнавать. Узнает, когда придёт время, не спрячете его, даже если очень захотите. А пока он растущий детсадовец – пусть играет в вежливого продавца или заботливую маму. Зачем ему в 5 лет знать, что на дорогах «все козлы», начальник – дурак, а маникюрша – та ещё «клизма»?
А как вы думаете, должны ли взрослые контролировать свою речь и поведение, если рядом еще не выросшие дочка или сынок?
А может, "пусть жизнь научит", как пел Высоцкий?