Найти тему
SINATLE.GE

Грузинские поэты-классики: Акакий Церетели

Оглавление

Акакий Ростомович Церетели 1840-1915 гг. Выдающийся поэт, драматург, публицист и общественный деятель. Именно он считается отцом современного литературного грузинского языка, а в народе зовется по-скромному — «некоронованным царем» грузин.

Предметом поэзии Акакий признавал настоящую жизнь, передавал свою любовь к простому, трудящемуся народу и восставал против социальной несправедливости. В своих исторических поэмах воспевал героическое прошлое страны.

-2

Акакий Церетели был лириком.

Каждое свое произведение он пропитывал невероятной любовью к Грузии. И неспроста. Будучи выходцем из княжеского рода, Акакий был отдан на воспитание няне в соседское село — именно благодаря этому опыту (как подчеркивал сам поэт), он познал тяжелую крестьянскую жизнь и ценил их труд.

«Если что-нибудь и есть во мне хорошего и доброго,
то этим главным образом я обязан тому, что рос в деревне, вместе с сыновьями крестьян».

Церетели является автором известных стихотворений «Сулико» и «Цицинатела», которые впоследствии стали ключевыми песнями грузинского народа.

В одноименной песне поётся о девушке Сулико, которую автор ищет везде и никак не может найти, повторяя в припеве “სადა ხარ ჩემო სულიკო?” [пер. «Где же ты, моя Сулико?»].

-3

Главным оружием Акакия Церетели в борьбе с национальным и социальным гнетом была письменность.

Цель его поэзии — служить истине и простому народу, развивать общество и создавать ценность, борясь с несправедливостью мира.

Он писал:

მისთვის მომცა ღმერთმა ენა,
სიმართლისთვის გავიწირო,
ჩაგრულ მოძმეს მოვეხმარო,
თუნდა ქვითაც დავიკირო,
მოძმის ვიყო შემწე ჭირში,
ვიხარო და გავახარო.

Поэт пишет, что бог для того дал ему язык, чтобы говорить истину, помогать угнетенным и радовать ближних.

-4

Акакий Церетели вместе с Илией Чавчавадзе сыграл огромную роль в становлении и распространении нового грузинского литературного языка. Что это значит?

Пока другие поэты писали на сложном, заумном языке, Акакий и Илия объявили протест архаичному стилю в литературе.

То есть, они отказались от искусственного создания новых, заимствования иностранных и использования старо-грузинских слов, которые понимали только образованные люди из узкого круга. Они писали просто и красиво — так, чтобы их понимал весь грузинский народ.

Так литература стала доступна всем.

-5

Образовательная деятельность Церетели была многогранна.

Помимо того, что он распространял грамотность среди грузин, Акакий был создателем грузинского Драматического общества, проводил спектакли и литературные вечера.

Он развивал режиссерское искусство, внес большой вклад в продвижение журналистики: издавал собственный журнал «აკაკის თვიური კრებული*» и работал в газетах редактором, а также способствовал строительству и развитию школ, театров и уделял особое внимание женскому образованию.

* в переводе — Ежемесячный сборник Акакия

Акакий Церетели и Илия Чавчавадзе — лидеры национально-освободительного движения.

Поддержка и помощь угнетенным не ограничивались одной поэзией: Церетели был одним из идейных лидеров национально-освободительного движения в Грузии второй половины 19 века. Пропагандируя равенство и общедемократические ценности, революционеры боролись против царской власти и гнета крестьян.

Акакий Церетели стремился к духовному возрождению грузинского народа и продвижению национального самосознания.

Грузины причислили Акакия к лику святых*, а похоронен он в Дидубийском пантеоне грузинских писателей на горе Мтацминда.

* Решение об этом, правда, пока не принято Священным Синодом грузинской церкви (но находится на рассмотрении).

-6

#синатле_лит 

#синатле_люди