В интервью 2014 года для бразильского веб-сайта Иэн Гиллан выбрал своих 5 любимых песен. В том году группа, состоявшая из Иэна Гиллана (вокал), Роджера Гловера (бас), Иэна Пэйса (барабаны) и двух «новобранцев» - Стива Морса (гитара) и Дона Эйри (клавишные), отыграла в Бразилии четыре концерта в рамках тура в поддержку альбома "Now What?!".
Это был первый из альбомов DP, спродюсированный легендарным Бобом Эзрином, который продолжает работу с ними и до сегодняшних дней. Тогда же, во многом благодаря Бобу, 19-й студийный альбом пионеров тяжелого рока ознаменовал возвращение группы к своему звучанию 70-х, насыщенному инструментальными соло и джем-сейшенами.
Иэн Гиллан:
«Наш новый альбом Now What?! получил высокие оценки у критиков. Думаю, нам удалось сохранить креативность после стольких лет в музыке. Это - как сама жизнь. Нам всем повезло оказаться в такой творческой компании. DEEP PURPLE - это прежде всего инструментальная группа. Эти ребята... Они ведь играют без остановки. Предложите Иэну Пэйсу остановиться во время его соло» (смеётся).
«Когда мы репетируем, мы начинаем в полдень и не останавливаемся до 18:00 с перерывом на кофе в 15:00. Я как будто каждый день хожу в офис....»
«Now What?! - не концептуальный альбом. Так что на этой пластинке нет общей темы. В первых альбомах, которые я записывал с группой, было по семь треков. Некоторые песни, например Smoke On The Water, длились семь минут, другие - десять. Но я думаю, что со временем мы стали меньше импровизировать и на пластинках больше придерживались стандартных форм, неких канонов. Однако на этот раз продюсер Боб Эзрин предложил нам играть песни в студии так, как мы это делаем на концертах. Это помогло нам несколько расслабиться и заставило улыбаться!»
«Не надо забывать и о том, что это первый альбом, который мы выпустили после смерти Джона Лорда. И именно ему мы посвятили эту пластинку! Несмотря на то, что он уже не был в группе по крайней мере десять лет. Но мы всё равно оставались очень близкими друзьями, так что это было сродни потере любимого человека. Я написал фразу «души, которые соприкоснулись, переплетаются навеки» для песни Above And Beyond. Джон был замечательным человеком, дорогим другом...»
«Когда я пришёл в PURPLE, группа стала звучать тяжелее. Но я думаю, что они при любом раскладе собирались изменить тогда свой стиль, и именно поэтому они захотели поменять оригинальных басиста и вокалиста. В конце концов, именно химия между участниками имеет значение. Мы все тогда развивались, пробовали что-то новое. Так что сейчас почти невозможно определить, что именно произошло.
Впервые мы вместе пошли в студию для записи Speed King. Это был хаос, полное безумие, ощущение свободы, нарушение всех правил. Никаких структур, сплошной беспорядок. Но это было великолепно, просто фантастика!»
«Конечно же, мы разработали свою структуру, которая оказалась нормальной, но нетрадиционной на тот момент. Но у нас никогда не было специального плана, направления. И если честно, то у нас никогда не было никаких амбиций. Кроме того, мы никогда не договаривались заранее о том, каким будет очередной альбом. Мы никогда не были в моде, никогда! По крайней мере, у публики из больших городов (смеется).
У меня тут на днях был разговор на эту тему, и я пришел к такому выводу: быть модным сегодня - это значит быть немодным завтра. Так что мы просто играем наш рок-н-ролл и растягиваем его до максимума. И поскольку каждый из нас слушал разную музыку, он вносил в вещи что-то своё. Джону всегда нравились оркестровые композиции и джазовый орган Джимми Смита. Ричи был студийным музыкантом, поэтому хорошо знал многие музыкальные стили. Его любовь к средневековой музыке также проявилась уже тогда. Иэн Пэйс вырос, слушая свинг, биг-бэнды, в которых играли такие барабанщики, как Бадди Рич. Роджер Гловер любил фолк. А на меня повлияли рок-н-ролл, блюз и соул. Так что мы собрали всё это вместе».
«Однако в 1973 году мы по полной получили от журналистов, которые обозвали наш альбом Who Do We Thing We Are всеми плохими словами, какие только смогли придумать. Журналисты говорили: «Кем они себя возомнили, играя с оркестром, меняя стили, играя блюз, фанк, рок… Они даже сами не знают, кто они» (критика связана с названием альбома, которое можно перевести, как «Что мы думаем о себе» - авт.)
«Мы то точно знали, кто мы такие, просто не придумали подходящее определение. Но вы должны понять, что я абсолютно не забочусь о подобных вещах. Да, я понимаю, у журналистов своя работа... Я уважаю их, но правда в том, что их мнение не имеет для меня никакого значения. Я бы сказал, что мы были андеграундной группой. У нас никогда не было пресс-атташе или агентства по связям с общественностью, или чего-то ещё в этом роде. И до сих пор нет! Я думаю, что мы единственная рок-н-ролльная группа, у которой нет консультантов».
«Как вы думаете, почему им вообще потребовалось так много времени, чтобы начать уважать хард-рок? Потому что мы всё изменили. Мы не имели ничего общего ни с LED ZEPPELIN, ни с BLACK SABBATH. Но они нас забросили в одну категорию. Да, конечно, мы были рок-группами, но совершенно разного типа. Однако СМИ нужны ярлыки. Будь то радиопередачи, на которых проигрывают тот или иной стиль музыки, или журналы, посвященные тому или иному стилю. На самом деле, порой это даже больше связано с внешним видом, чем с музыкой».
«Вообще, у большинства людей, которых я знаю, разные вкусы. А мы выросли, слушая все, от Эллы Фитцджеральд до THE BEACH BOYS.... Что касается меня, то, возможно, это прозвучит странно, но я вырос, слушая Энрико Карузо, Альберта Швейцера, который был ученым, но при этом и великим органистом, Эллу Фицджеральд, Элвиса Пресли, Уэса Монтгомери. Мой дядя - джазовый пианист, поэтому я вырос, слушая много джаза, типа Джона Колтрейна».
«Конечно же, я слушал и других исполнителей того времени, таких как Фэтс Домино, Рэй Чарльз, Сэм Кук, Отис Реддинг, Джерри Ли Льюис, Литтл Ричард, я мог бы перечислять часами. Это были мои герои, я их просто обожал! Ах да, ещё Дасти Спрингфилд, у нее был чудесный голос».
«Но если вы просите мой Топ-5 любимых песен всех времен, то вот, пожалуйста»:
1 - DEEP PURPLE - Razzle Dazzle
«Одна из моих любимых у DEEP PURPLE - она из альбома Bananas».
2 - Литл Ричард - Long Tall Sally
Ещё в 2011 году Гиллан рассказал о Литл Ричарде: «Мой дедушка и мой дядя были джазовыми пианистами, и в доме всегда было много музыки. Я думаю, что это тогда являлось для меня фоном, но отнюдь не вдохновляло стать музыкантом..... До тех пор, пока я не услышал молодых Элвиса, Литл Ричарда, Бадди Холли. Мир менялся. Получилась такая комбинация. Мой дедушка и мой дядя дали мне основу, а Элвис, Литтл Ричард и Бадди Холли вдохновили меня на занятие музыкой».
3 - THE BEATLES - Love Me Do
Интересно, что хотя голос Леннона, видимо, один из самых узнаваемых в рок-музыке, о его вокальных данных редко говорят. Но представьте, насколько бы изменились Strawberry Fields Forever или A Day in the Life без его вокала и его характерной ливерпульской манеры несколько растягивать слова.
В недавнем интервью Гиллан сказал про BEATLES: «Я думаю, что характер Леннона был в основе создания BEATLES. Его характер и сочетание голосов, его и Маккартни».
4 - THE BEACH BOYS - Good Vibrations
В интервью Music Times 2014 года Гиллан рассказал о группе THE BEACH BOYS, оценив продюсерскую работу над альбомом Pet Sounds, в который вошла песня Good Vibrations: «Обратите внимание на продюсирование Pet Sounds группы BEACH BOYS, это работа Джорджа Мартина, который также отметился и в BEATLES. Кстати, сравните ранние записи Элвиса. И то, и другое безупречно - великолепное звучание, вне зависимости от того, нравится вам эта музыка или нет».
5 - Дасти Спрингфилд - Only Want To Be With You
«В нынешнем туре мы играем 3 или 4 песни с нового альбома. Это довольно-таки круто, они очень хорошо сочетаются с остальным материалом, который начинается с 1968 года! Но самое главное в наших шоу - это джем-сейшены, которые скрепляют весь этот материал воедино.
У меня от этого на концертах немного болит живот, я никогда не знаю, что произойдет дальше. Наши шоу длятся примерно от 1:30 и до 1:50, иногда два часа. Меня иногда спрашивают, как мне удается сохранять энергичность на таких длинных шоу? Я не знаю, секрета нет, просто выходишь на сцену и все само разворачивается. В детстве я был спортсменом, прыгал с шестом, играл в футбол, крикет и тому подобное. А сейчас я плаваю, хожу и пою. На сцене я не делаю пируэтов, но вполне могу повернуться!»