Найти в Дзене

Брак и семья — не одно и то же

Новый год принёс ветры перемен. Особенно бурную дискуссию в редакционных сетях вызвало сообщение, что в паспорт теперь не обязательно ставить штампы о заключении и расторжении брака, детях до 14 лет. А ещё эмоциональные эти перепалки чётко разделили общество на тех, кому до 40 лет, и тех, кому больше.

Молодёжь активно ищет смыслы. К примеру, она абсолютно не принимает во внимание институт пенсии и не верит в него. Один из наших корреспондентов пишет, что в ближайшие годы пенсию как явление отменят. Новые поколения не умеют жить на 200 долларов в месяц. При выборе профессии ориентируются на такие знания и умения, которые будут держать их на плаву со стопроцентной гарантией. И жизненную стратегию выстраивают с опорой на собственные ресурсы. Не потому, что такие идеальные, а потому, что не надеются на государственного дядю.

Источник: psyfiles.ru
Источник: psyfiles.ru

Люди взрослые озабочены иными проблемами. «Столько развелось брачных аферистов, — сокрушается читательница Мария, — так жестоко обманывают женщин. Раньше хоть можно было в паспорт потихоньку к мужчине заглянуть, пока он в душе моется, а теперь этого не сделаешь. Жертв станет больше». «Что говорили мудрые сатирики? — напоминает подписчик «КИ» Николай. — «Без бумажки ты — букашка». В России с её непомерно раздутой и сильной бюрократией ни о каких электронных носителях не может идти речи. Всё должно быть на бумаге — с печатью (и желательно не одной), подписью, нотариальным сопровождением и так далее. Лично у меня на каждый чих хранятся бумажные оригиналы документов».

Я же увидела в новации признание (на официальном уровне) факта, что брак и семья — разные вещи. Брак уже давно превратился в юридическую пустышку. То, что штампом в паспорте не удержать разлюбившего тебя человека, — аксиома. Но он и не гарантирует того, что оставленная сторона останется с какими-то материальными ресурсами. Примеров — мириады. По России курсируют тысячи судебных приставов, выколачивая из бессовестных отцов семейств жалкие алименты. Суды завалены гражданскими делами, когда брошенные женщины пытаются доказать право на имущество супруга (вспомните свежий скандал в семье аграрного олигарха Павла Грудинина). Есть такая придумка, как брачный договор. Но кто же у нас, людей широких, страстных, гордых, оформляет, как принято считать, «позорный документ»? Вы спросите, тогда зачем молодые люди создают какофонию гудками свадебных катафалков, тянутся к убранным лентами и цветами холлам загсов, слушают манерную речь тучной распорядительницы брачной церемонии, целуются под марш Мендельсона? Да именно из-за ритуала. Ну какой барышне не хочется хотя бы на день превратиться из Золушки в принцессу? Сделать причёску, модный маникюр, надеть красивое платье, прикрыть декольте белым норковым палантином. А потом посидеть с друзьями в ресторане, поесть королевских креветок в лимонном соусе, выпить божественную «Мадам Клико».

— Это такой своеобразный симулякр, — размышляет главный научный сотрудник Института социологии РАН, доктор философских наук Андрей Андреев. — Невеста в «камуфляже», ритуал с набором обязательных процедур. Таинства, глубины в регистрации брака нет. В противном случае в загсе не стояли бы невесты, которым через пару дней пора в родильный дом. Ещё три десятилетия назад такое было невозможно. Сейчас — обычное дело.

Мне не нравится некая осудительная нота в комментарии профессора, но по сути он прав. И это подтверждают тысячи пар, выбирающих, как они считают, гражданский брак по схеме «встретились, полюбили друг друга — живём вместе, пока видим в этом смысл». Я поёживаюсь от схемы. Но разве не тараторят все вокруг, что пришедшие нам на смену миллениалы практичнее, расчётливее, рациональнее? Как говорится, за что боролись.

Ирина ИВАНЧЕНКО