Коронавирус преобразил формат жизни всего мира. Локдауны, массовая вакцинация, QR-коды, ношение масок и перчаток – вот новая реальность, к которой мы постепенно привыкаем. Если в начале 2020-го переход в дистанционный режим для многих был испытанием, то в 2022-м «удалёнка» – синоним безопасности, удобства и экономии времени.
Однако появление Omicron (Омикрон) – очередного варианта вируса – снова обострило ситуацию. Резкий скачок числа заболевших заставил власти искать новые способы борьбы с распространением болезни. 21-го января руководство Санкт-Петербурга остановило диспансеризацию и плановую медпомощь в государственных клиниках «до особого распоряжения». Теперь петербуржцы не могут пройти ЭКГ, флюорографию, гастроскопию и любое другое исследование если для этого нет особых показаний. Диспансеризацию уже приостанавливали в большинстве регионов России.
Логика властей понятна: нужно сократить скопление людей любыми способами и «разгрузить» здравоохранение. Однако регулярный доступ к медицине жизненно необходим. Иногда профилактический осмотр или плановое посещение врача предотвращает развитие тяжёлых болезней на раннем этапе. Особенно это касается людей старшего поколения, которые часто списывают объективное ухудшение своего состояния на изменение погоды или возраст.
Последние два года предельно ясно показали, что вопросы, не связанные с COVID-19, остались без внимания. Например, больные раком серьезно пострадали от задержек в лечении и ограниченного доступа к здравоохранению. Прогрессирование онкологических заболеваний у многих людей наступило из-за отмененных операций, прерывания химиотерапии, гормональной и лучевой терапии. Огромное количество плановых хирургических вмешательств было отложено, а серьезные медицинские события, такие как инфаркт миокарда и инсульт, лечили слишком поздно, что имело катастрофические последствия для пациентов.
Очередная приостановка регулярных профилактических и текущих визитов врачей приведет к хаосу в борьбе с сахарным диабетом, гипертонической болезнью и другими хроническими заболеваниями. Многие уже стали меньше заниматься физическими упражнениями или полностью прекратили спортивную деятельность, что привело к резкому увеличению веса и ухудшению состояния. Это увеличит число осложнений и заболеваемости, включая инфаркт миокарда и инсульты. Все это усилит нагрузку на нашу и без того перегруженную систему здравоохранения, растянутую по швам.
Вывод один– нам нужны безопасные альтернативы постоянного общения с врачами. Нельзя ждать, пока состояние перестанет быть терпимым, и на приём придётся ехать в карете скорой помощи с сиреной.
Цифровые продукты – помощники в этой области.
«Пациентам нужен врач, который их знает, и на которого можно положиться. В кризисе со здоровьем нет ничего важнее, чем специалист, которому вы однажды доверили своё здоровье и не разочаровались в этом. Когда пациенты больны и наиболее уязвимы, им нужен человек, который уже помогал им - тот, кто знает их историю здоровья и образ жизни. Представьте, как проходит телемедицинский прием. Через интернет случайный врач осматривает пациента и пытается определить необходимость обращения за неотложной помощью. Интернет-соединение часто нестабильно, картинка подвисает, звук прерывается. А пациент на другой стороне экрана думает, какой уровень опыта этого врача и каковы его полномочия. Есть ли у врача сертификат на конкретные действия, или придется заплатить несколько тысяч просто за совет проконсультироваться с врачом лично? Телемедицина звучит как мечта, но ее эффективность сомнительна.».
Сейчас, когда всё так стремительно меняется в медицине, когда вместе с пандемией COVID-19 процветает пандемия дезинформации, пользуется большим спросом сотрудничество с врачом, который знает историю вашего заболевания, которому вы уже однажды доверили свое здоровье.
Все сводится к общению со своим врачом. Эта возможность для людей немедленно сообщить о своих опасениях по поводу симптома или болезни, а для доктора - мгновенно реагировать. По мере того, как мы живем в эру технологий, врачи открыты для новых способов оказания помощи — очные визиты могут быть дополнены не только телефонными звонками, но и электронной почтой, Skype, Zoom, Вотсап, Телеграм или любым другим вообразимым ресурсом.
Большая проблема в том, что в момент кризиса со здоровьем, любимый врач может своевременно не ответить.
За последние месяцы, особенно с приходом в страну Омикрон, нагрузка на любого врача увеличилось в разы. Экстренные просьбы пациентов вне больниц и поликлиник или отклоняются или, на самом деле, серьезно вредят отношениям с врачом. В рамках действующей системы здравоохранения врач получает зарплату только за приём своих пациентов на рабочем месте. Чтобы гарантированно получить важный совет доктора из дома, в то время как специалист 40 часов работает без отдыха – нужно компенсировать это время.
Представьте себе типичного врача, который в течение суток спасает пациентов от коронавирусной инфекции. Предположим, с 13 до 14 часов дня остро заболел тот человек, которого вы очень сильно любите. В течение этого времени постоянный лечащий врач мог бы ответить на самые важные вопросы, инициировать последующие действия или обсудить поддержание здоровья близкого человека со своими коллегами. Только подумайте о чудесах своевременной помощи. Правда в том, что сейчас практически каждый доктор возьмется за дополнительную нагрузку только с соответствующей компенсацией за потраченное время.
Чтобы предотвратить несчастный исход и даже во время полного локдауна оставаться на связи со своим доктором, можно использовать платформу Most.doctor («Мост»), которая 14.01.2022 запустилась по всей стране для поддержания связи между врачами и бывшими пациентами по обоюдному согласию. Это не заменит очную консультацию, но поможет вовремя выявить проблему и получить грамотный совет специалиста, которому можно доверять.
Ничто не может по-настоящему заменить личные отношения между врачом и пациентом. Эту связь и ценность этого взаимодействия нельзя недооценивать. Я также не верю, что правильный диагноз или лечение можно воспроизвести на такой платформе, как Мост. Однако с постоянно растущими потребностями пациентов и растущими проблемами доступности время врача становится все более ценным. Пациенты испытывают большие затруднения при планировании диспансеризаций и госпитализаций. В конечном счете, использование нового сервиса было бы экономичным, эффективным, могло бы сократить предотвратимую госпитализацию, ускорить выявление случаев неотложной помощи и сократить время до лечения. Для тех пациентов, которые решат использовать этот метод, это может улучшить качество и удовлетворенность.
Сегодня в Москве уже 19 тыс 509 случаев заражения Омикроном. Действуйте прямо сейчас, узнайте у своего врача ID номер в проекте most.doctor и сообщите, что цените его.
Трудности кончатся, а пока – ищите способы уберечь себя от посещения людных мест, пользуйтесь современными технологиями и будьте здоровы!