Вспоминаю свою прабабушку. Мне повезло, я родилась в прошлом веке, общаюсь с людьми в этом веке, а ведь говорила и с людьми из позапрошлого века. Да.
Детьми гуляли во дворе. Заиграемся и не слышу, как мама позвала обедать. Это сейчас мобильные телефоны и никому в голову не придёт кричать с девятого этажа на улицу, что бы ребёнок шёл домой. Пришла домой, а там пробабушка.
До 101 года дожила. В глубокой старости уже не стала помнить куда что положила. Вечно все теряла и нас в исчезновении обвиняла. Но прекрасно помнила, как звали её подружек детства, как там ей жилось в далёком далеке. Вот, говорит, мы тоже заигрались с ребятами. Барин на коляске мимо проехал, а мы не остановились, не поклонялись. Так отец нас выпорол, а мать на трое суток посадили в холодную за то, что воспитывает не так.
Для бабули главный праздник был 7 ноября. День октябрьской революции. Ни новый год, ни пасха, а 7 ноября. Всех детей, внуков в этот день собирала за одним столом. Рада была, что мир, что войны нет. Что мы рядом. Тому, что пенсию выплачивают радовалась. Раньше то пенсию не давали. Радовалась тому, что дети выучились и людьми стали (это с её слов).
Помню сестра была беременная. Сейчас как все происходит? Каждая будущая мама, ещё до родов знает кто у нее будет, мальчик или девочка. А когда сестра беременная ходила, ещё про УЗИ и не слашала даже. А кто родиться знать так хотелось. Были всякие приметы, какие то хитроумные расчёты. А мы у прабабушки спросили, как пол ребеночка определить? Она дюжину ребятишек родила. Посадили её за стол чай пить с бубликами, очень она их уважала. Ну, говорим, рассказывай, когда кого родила. Будем проверять на тебе правильность расчёта.
- Первым, говорит, у нас Ванюшка родился, акурат перед рождеством. Потом Тамарка, эта осенью. Помню деревья все жёлтые стояли. Потом Серёга. Очень крикливый был. В это время корова тоже телилась. Потом Саня. Нет. Близнецы Рая и Маня. Нет. Всё-таки Саня. Да. Близнецы перед войной родились...
И вот так она вспоминала. Сидим, слушаем. Удивляемся. Вот как пробабки то наши жили. Совсем совсем иначе. И очень за нас радовались, нашей жизни, комфортной, сытой, мирной.