Найти тему

Чем отличаются облигации федерального займа от облигаций регионов

Оглавление

У России федеративная форма устройства, это значит, что отдельные регионы (субъекты) России имеют собственную политическую самостоятельность, но, не смотря на это они подчиняются одному центру - федеральному правительству. Каждый субъект может издавать своии законы, однако, они не должны противоречить законам государства.

Также каждый субъект имеет свой собственный бюджет, которым правительство региона может распоряжаться, в отличие от унитарных государств (например Белоруссия, Казахстан, Франция, Италия и т.д.), где налоги со всего государства поступают в единый центр, а оттуда распределяются в различных объемах в разные области.

Каждый субъект может разрабатывать и реализовывать собственные инициативы: благоустраивать город, направлять деньги на развитие науки, на развитие медицины и так далее, а для этого ему могут понадобиться дополнительные деньги, помимо тех, которые пришли в виде налогов. Тогда субъект может выпустить облигации, чтобы занять у россиян деньги для реализации каких-либо проектов.

Сравнение с облигациями федерального займа

Россия в лице Министерства Финансов может так же занять денег на реализацию собственных федеральных проектов, как и субъекты - различия только в масштабе этих проектов. Такие облигации называются Облигации Федерального Займа (ОФЗ). По сути, разницы у займов государства и субъектов практически нет, кроме доходности: облигации субъектов часто предлагают доходность выше, чем ОФЗ, так как считается, что риск у таких облигаций выше, чем у федеральных, однако, это не совсем так.

Риски региональных облигаций

Регионы обладают меньшей самостоятельностью, меньшим бюджетом и меньшими источниками доходов, нежели "центр", что накладывает определенные риски невозврата долгов своим "кредиторам" в лице держателей облигаций. Однако, стоит понимать, что в России по сложившейся бюджетной и финансовой системе центр всегда помогает регионам, ведь в случае, если регион не сможет выплатить по своим долгам, он должен признать себя банкротом и объявить дефолт.

"Дефолт Иркутской области" - уже режет ухо из-за того, что такое даже не представляется реальным в голове. Допустить дефолт субъекта - это то же самое, что позволить избить своего ребенка за долги в школе перед старшеклассниками, хотя он вас просил помочь.

Центр как "мама" защищает своих "детей" - в чрезвычайном случае будут выделены деньги из федерального бюджета на покрытие займов. Да, могут полететь ответственные лица с должностей, да, могут ввести какие-то ограничивающие законы, но допустить дефолта региона государство не может.

Поэтому, можно считать, что риски по облигациям регионов равны рискам по ОФЗ. Конечно, в случае, например, революции, если какие-то регионы решительно захотят объявить независимость, то, возможно и то, что регион откажется выплачивать долги, объявит дефолт и начнет с нуля, как отдельное государство, и тут центр уже не поможет. Но революция не случается в одной точке и там же затухает. Обычно это лавинообразное явление - если ее вовремя не остановить, то пострадает и всё государство, вместе со своими ОФЗ (вот риски почти и выровнялись опять).

На данный момент больше всего доходность можно взять со следующих среднесрочных региональных облигаций:

  • Краснодарский край ($RU000A0ZZ8X4): 10,78% к погашению, до июня 2025г.
  • Ненецкий АО ($RU000A0ZYF61): 10,0% к погашению, до ноября 2024г.
  • Волгоградская область ($RU000A0JXSD3): 9,85% к погашению, до июня 2024г.

Выбирайте региональные облигации исходя из доходности, длительности или своих предпочтений касательно данного региона.

А у вас в портфеле есть облигации российских регионов? Поделитесь в комментариях.

Также подпишитесь на мой канал в Телеграме, там много чего интересного помимо того, что публикуется в Дзене.

Ваш Финансовый консультант

-2