С развитием транспортной инфраструктуры расширяется список задач, а также перечень удобных технических решений. Проблема поддержания уровня безопасности для пассажиров привела к тому, что возросла потребность в системах видеонаблюдения. Сложно переоценить значение охранных систем в тех местах, где от них могут зависеть человеческие жизни. Кроме жизни и здоровья пассажиров такие комплексы позволяют более эффективно использовать коммерческий транспорт и контролировать перевозку грузов, снижать потери от обслуживания и контролировать весь участвующий персонал.
ЗАДАЧИ ВИДЕО МОНИТОРИНГА НА ТРАНСПОРТЕ
Основные задачи, которые должно решать видеонаблюдение в различных видах городского транспорта:
- отслеживать пассажиропоток;
- контролировать рабочее время и действия водителя (машиниста);
- фиксировать преступления в салоне транспорта;
- препятствовать возникновению террористических атак;
- разрешать возможные спорные ситуации с другими участниками движения;
- оперативно реагировать на происходящие события в онлайн режиме.
ПРИНЦИПЫ ВИДЕОНАБЛЮДЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ
Практически это выглядит следующим образом: видеонаблюдение устанавливается в каждом вагоне подвижного состава. После того, как транспортное средство возвращается в парк, записанное видео снимается с оборудования и переносится в архив видеоданных. В случае с поездами, данные с видеокамер могут в режиме реального времени транслироваться в кабину машиниста (начальника поезда).
Использование профессионального видеорегистратора позволяет подключить и обслуживать до нескольких видеокамер. Таким образом можно вести запись и видеонаблюдение за дорогой, контролировать состояние груза, обстановку внутри салона и прочее. Запись осуществляется на 2 карты памяти, есть возможность подключения внешних датчиков или аудиоканалов. Регистратор обладает ударопрочным корпусом, может работать в широком диапазоне температур, что дает возможность применять его с успехом для создания системы видеонаблюдения в любом виде транспорта.
Широко используются в последнее десятилетие автомобильные видеорегистраторы, которые отлично зарекомендовали себя в личных автомобилях. Они подключаются к видеокамерам и способны вести видеозапись дорожной ситуации в непрерывном режиме. Любая подобная запись может стать вещественным доказательством при выяснении ситуации дорожного конфликта.
Сегодня все чаще внедряются для применения в общественном транспорте системы наблюдения, которые повышают безопасность движения, а также дисциплинируют водителя и пассажиров. Такие системы производят запись, передают ее удаленно на сервер для архивации и последующего хранения. Но последняя сделанная запись может храниться непосредственно в транспорте на съемном носителе.
Основным связующим звеном такого комплекса служит видеорегистратор, поскольку к нему подключаются камеры, смотрящие в салон и на дорогу, а также датчики и всевозможные устройства. Запись видео событий может производиться сразу 2-мя потоками, один из которых передается на сервер, а другой записывается во внутренний съемный накопитель оборудования. В составе удаленного сервера могут быть устройства, которые отвечают за индивидуальные функции, например, хранение, управление, аварийное взаимодействие и пр.
Изъятие и просмотр информации, записанной транспортной системой видеонаблюдения, производится лицом, которое имеет на это полномочия. Этого добиваются блокировкой панели, для открытия которой применяется специальный ключ. Водителю не нужно никак обслуживать регистратор или включать его, ведь он автоматически начинает свою работу после запуска двигателя.
Во время движения он питается от аккумулятора машины. Интересно и другое техническое решение – встроенный датчик, который способен фиксировать резкие повороты, разгоны, торможения. Все подобные сведения становятся жизненно важными при анализе произошедшего ДТП. Любые файлы, записанные системой видеонаблюдения, должны находиться под парольной защитой. Запись происходит в соответствии с датой, что отображается в названии файла. Наложение даты и времени происходит автоматически во время записи. Есть возможность объединения системы видеонаблюдения с навигационными системами диспетчерского управления.
ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМАМ ВИДЕОНАБЛЮДЕНИЯ НА ТРАНСПОРТЕ
Как показывает практика, приходится в большинстве случаев применять для транспорта специфические системы наблюдения, а одними лишь универсальными обойтись не удастся. Обычному оборудованию справиться с такими задачами не под силу, в результате чего надежность всего комплекса снижается, и речи о профессиональном использовании уже быть не может.
Специфика заключается в более жестких эксплуатационных условиях, которые выражаются в перепадах температуры, вибрациях, ударах и толчках и пр. Для такого оборудования существуют ограничения, связанные энергопотреблением, питанием, механической прочностью. Оборудование для железнодорожного транспорта существенно отличается от обычного автомобильного регистратора. При этом создавать целую систему с интегрированными в нее другими техническими решениями, на транспорте вовсе не обязательно. Это оправдано лишь в том случае, когда это качественно повышает общую эффективность мер безопасности.
Благодаря специфике эксплуатации, к оборудованию, которое участвует в видеонаблюдении на транспорте, предъявляются очень высокие требования. Одним из критичных параметров служит напряжение питания, ведь характеристики тока в бортовой сети отличаются от тех, которые есть в зданиях и сооружениях. Приходится использовать дополнительные решения, которые будут касаться преобразования напряжения или кондиционирования сети.
При организации транспортного мониторинга заказчик должен понимать, что оборудование для этих целей отличается физическими и техническими характеристиками. Устройства не могут быть габаритными, как в случае для наружных и внутренних работ. При этом камеры должны крепиться настолько надежно, чтобы работать в условиях больших вибрационных нагрузок.
Наличие любых подвижных элементов может привести к их поломкам под действием нагрузок, ведь автомобиль или другой транспорт долгое время находится в динамике. Простота подключения обеспечивается минимальным количеством кабелей и технологией РоЕ. Небольшая потребляемая мощность позволит надолго растянуть резервы питания.
Кроме того, видеомониторинг в условиях транспорта требует защиты от многих внешних негативных факторов, не только от толчков и перепадов температуры, но и повышенной запыленности и влажности. Современные камеры должны оснащаться антивандальной комплектацией. Пассажирские перевозки вообще отличаются большой вероятностью террористических угроз, поэтому они постоянно совершенствуются.
Системы мониторинга в грузовых перевозках позволяют отслеживать движение транспорта, используя передачу данных по сети 3G. Ее можно просматривать в режиме реального времени или уже по факту прибытия транспорта в место назначения. Данные записываются при помощи ключа на накопитель или SD-карточку. Контролируется не только пространство в салоне, но и дорога перед грузовиком, борта транспортного средства и кузов.
ОРГАНИЗАЦИЯ ВИДЕОКОНТРОЛЯ В ПАССАЖИРСКИХ АВТОБУСАХ
Эффективная система видеонаблюдения, которой все чаще оборудуют городские автобусы, должна включать в себя:
- 8-канальный видеорегистратор;
- аналоговые камеры для салона и наблюдения за дорогой;
- съемный диск.
Камеры подключаются напрямую к регистратору. Питание обеспечит 2-жильный силовой провод, а сигнал будет передаваться по коаксиальному кабелю. Видеорегистратор будет питаться от бортовой сети в 24В от аккумулятора или от генератора при движении.
Другим интересным решением для пассажирских автобусов является система для подсчета пассажиров. В ней используются стереографические камеры с креплениями под них и коммутатор. Они тоже подключаются к бортовой системе питания, а также к управляющим контактам на дверях. Сеть Ethernet применяется для подключения камеры и коммутатора, который таким же образом соединяется с регистратором. Все компоненты проходят инициализацию в тот момент, когда поворачивается ключ зажигания.
Для создания 3-х мерного изображения камера использует 2 матрицы, благодаря чему можно определить высоту объекта. Именно эта функция будет полезной для определения всех входящих и выходящих людей. Счетчики активируются после открывания дверей. Обратное действие происходит после их закрытия, и это уберегает от ложной сработки. В это время регистратор сохраняет информацию на накопителе, а результаты с него экспортируются. Точность автоматической системы подсчета может достигать 95-98%.
Применение видео накопителя и съемного винчестера целесообразно в салоне любого автобуса. Все оборудование рассчитано на применение в широком температурном диапазоне. Предпусковой подогрев жесткого диска, вычислительных плат и других устройств обеспечивает их корректную работу с сохранением видеозаписей даже при температурах в минус 20 градусов.
Чтобы не задерживать движение автобуса на маршруте, необходимо сделать возможной быструю замену жесткого диска при его заполнении, ведь данные можно будет просмотреть и позже. А если добавить в систему GPS приемник, то в любой момент можно получать точные данные по пути следования автобуса. Комплексные системы наблюдения и безопасности в наземном пассажирском транспорте включают в себя технологии распознавания местонахождения транспортного средства, используя навигационное оборудование, а также видеофиксацию происшествий.
РАЗНОВИДНОСТИ ТРАНСПОРТНОГО ВИДЕО МОНИТОРИНГА
В зависимости от решаемых задач, транспортное наблюдение может быть различным:
1. Наблюдение, которое производится в транспортных средствах (автобусах, троллейбусах, поездах, трамваях, метрополитене, самолетах и кораблях). Безопасность в пассажирских перевозках достигается при помощи использования высококлассного IP оборудования в сочетании с 3G роутерами. Камеры высокого разрешения позволяют точно идентифицировать пассажиров. Специалисты говорят о перспективах комбинирования видеонаблюдения с контролем доступа на транспорт, например, при помощи считывателя бесконтактных карт. IP решения особенно актуальны для железнодорожного транспорта, поскольку для их воплощения не нужны комплекты кабелей и проводов. Благодаря легкости создания коммутаций стыковка и замена вагонов не потребуют кардинальных изменений в существующем комплексе видеонаблюдения.
2. Наблюдение, которое устанавливают на объектах транспортной инфраструктуры, в таких, как ж/д вокзалы, аэропорты, депо, залы ожидания, складские помещения и т.п. Любые места с большим скоплением людей требуют обустройства IP видеокамер, обладающих хорошим разрешением. Много мегапиксельное оборудование позволяет оператору эффективно вести контроль за ситуацией.
3. Видеонаблюдение за дорогами, путями, трассами. Постоянный контроль может понадобиться на оживленных перекрестках, мостах и улицах с интенсивным движением транспорта и пешеходов. Идентификация автомобильных номеров позволяет своевременно раскрывать дорожно-транспортные происшествия. Эффективное расходование сетевых ресурсов дает возможность оперативно обрабатывать информацию и моментально реагировать на происшествия.
Система видеонаблюдения сама по себе не всегда способна предотвратить происшествие или преступление. Хотя ее видимое наличие в транспорте уже отпугнет многих потенциальных правонарушителей. Зато такая система полностью оправдана с точки зрения постконтроля за возникшей ситуацией – она позволяет идентифицировать виновных и помогает в раскрытии преступления.