Об открытии дома культуры «ГЭС-2» на Болотной набережной в Москве не писал только ленивый. Если каким-то чудом это событие прошло мимо вас, вот краткий ликбез:
ГЭС-2 – бывшая городская электростанция, переоборудованная в культурное пространство, где живёт современное искусство. Открылась ГЭС-2 4 декабря, и об этом писали все культурные и околокультурные СМИ и блогеры. Создатели (основатель фонда V-A-C Михельсон и искусствовед Тереза Мавика) принципиально позиционируют ГЭС-2 не как музей, а как дом культуры – место, где искусство не только показывают, но и создают.
Естественно, ГЭС-2 – не концертный зал, и акцент там делается на изобразительное искусство. Но нужно учитывать стремление современного искусства к мультимедийности – смешению различных видов искусств с цифровыми технологиями. Так что в обеих выставках – «В Москву! В Москву! В Москву!» и «Я моторы гондолы разбираю на части» музыкальный компонент присутствовал, хоть и в разной степени.
Главный герой выставки «В Москву! В Москву! В Москву!» – исландский художник Рангар Кьяртанссон. Именно его работы составляют основную экспозицию, разбавленные, однако, произведениями других художников. В центре экспозиции – перформанс «Санта-Барбара», в котором каждый день реальная съёмочная группа реально снимает заново по одному эпизоду культового сериала. Именно в честь этого перформанса назвали весь первый выставочный сезон ГЭС-2.
Но мы же тут музыку обсуждать собрались… Так перейдем же к ней!
Музыка живёт на экспозиции в виде видеозаписей перформансов.
1. «Много печали» – перформанс Рангара Кьяртанссона и группы The National.
Перформанс длится 6 часов 9 минут 35 секунд (!). И это не зацикленное видео, а реальное выступление группы The National. 6 с лишним часов они поют медитативно-меланхоличную песню «Sorrow». Поют, допевают – и вновь начинают петь. Разумеется, ни один из повторов песни не похож на другой, музыканты же живые люди, которые не могут идентично повторять одно и то же. Получаются эдакая метавариантная форма, напоминающая мне практику фольклорного искусства, в котором песни так же бытуют в виде вариантов. Не думаю, что Кьяртанссон вкладывал именно такой смысл, но ассоциации всё же возникли.
2. «Без названия» - перформанс Рангара Кьяртанссона
Моё любимое произведение во всей выставке. На зацикленном видео сам автор перформанса играет роль старомодного эстрадного певца середины XX века, который в сопровождении пианиста и оркестра поёт одну лишь фразу: «Печаль победит счастье», положенную на сентиментальную мелодию. Много-много раз повторяется эта текстомузыкальная фраза. Меняется лишь интонация певца и оркестровое сопровождение, которое растёт, приходит к кульминации и успокаивается. А затем всё повторяется заново. И так без конца…
Пожалуй, именно это перформанс – яркое проявление метамодерна в музыке, о котором вы можете прочитать здесь. Тут и минимализм, выраженный в бесконечном повторении одной и той же мелодии, одних и тех же слов, вводящий в медитативное состояние. И тон мелодии, смутно напоминающий какую-то старую песню, но не являющийся при этом цитатой. И дух безвозвратно ушедшей эпохи. И постирония, которую можно найти как в чрезмерной серьёзности Рангара Кьяртанссона, так и в улыбках оркестрантов, которые не в силах быть настолько же серьёзными. И общий меланхоличный тон музыки и текста, столь характерный для музыки постмодерна. В памяти всплывает «Китч» и «Тихие песни» Сильвестрова, где чувствуется одновременно и ирония, и тоска по старым временам. И тут – абсолютно такое же впечатление. Из зала, где транслировалось это чудо, совершенно не хотелось уходить. Так и сидела бы и сидела, погружаясь в транс под заклинание «Печаль победит счастье»…
В целом подвозя итоги, скажу: сходите в ГЭС-2. Даже если не понимаете современное искусство – не бойтесь. Не такое уж оно здесь и страшное, а даже вполне интуитивно понятное. Так что если хотите погрузиться в современный арт-контекст – то можно начать и с этого пространства.
—————————————————————————————————————
Другие статьи автора:
1) Мультимедиа – чудо-юдо музыкального мира
2) Игорь Стравинский – мастер трёх стилей
3) Они родились слишком поздно…
—————————————————————————————————————
Подписываетесь на канал, ставьте 👍, если вам понравилось, а также будем признательны за рассылку наших статей вашим друзьям и близким. Нам — продвижение, вам — качественный контент. 😊