Здравствуйте!
24 января 1776 года в Кёнигсберге в семье прусского королевского адвоката родился мальчик, которого назвали Эрнст Теодор Вильгельм Гофман.
Гофман был очень одаренным человеком. Он был прекрасным живописцем, которому особенно удавались гротесковые карикатуры, таланливым писателем, чьи произведения привлекают читателей разных стран уже более 200 лет!
Но главной страстью Гофмана, которой он оставался верен всю свою жизнь, была музыка.
Он сам играл на многих музыкальных инструментах, изучил теорию композиции и стал не только талантливым исполнителем и дирижером, но и автором нескольких музыкальных произведений.
Одним из самых известных стала его опера "Ундина", написанная по волшебной повести Фридриха Де Ла Мотта Фуке и поставленная на берлинской сцене в 1816 году. Интересно, что либретто к опере написал сам же Фуке.
Высшее воплощение искусства Гофман находит в музыке, и прежде всего потому, что музыка может быть менее всего связана с жизнью, с реальной действительностью.
А.С. Дмитриев
Неудивительно, что жизнь этого талантливого романтика и его творчество нашли воплощение в музыке другого композитора.
Речь идет об опере французского композитора Жака Оффенбаха "Сказки Гофмана".
В 1851 году в Париже была поставлена пьеса М.Карре и Ж.Барбье «Сказки Гофмана». Это была переработка новелл Гофмана - "Песочный человек", "Сказка о потерянном отражении" и "Советник Креспель". Главным героем всех трех историй выступал сам писатель.
Барбье со временем переработал пьесу в либретто оперы и предложил её нескольким композиторам, в том числе Оффенбаху, что удивительно, так как тот не написал до этого ни одной оперы и был известен как автор оперетт.
Тем не менее именно он взялся воплотить замысел Барбье в жизнь. Закончить оперу композитор не смог, хотя и работал над ней до самой своей кончины в 1880 году.
Завершать оперу пришлось композитору Эрнесту Гиро по черновикам Оффенбаха, но он не успел к премьере, и в итоге директор театра Кавальо (Cavalho) исключил из оперы весь третий акт.
Несмотря на то, что опера получилась совсем не такой, какой ее представлял себе Оффенбах, она имела огромный успех.
Уже в конце того же 1881 года состоялась её премьера в Вене. Но тут ее постигла неудача: во время второго венского представления произошёл пожар, и театр сгорел дотла. Тут же посчитали, что опера приносит неудачу, и ее постановки прервались вплоть до 1904 года, когда в Монте-Карло состоялось новое представление «Сказок Гофмана» .
Именно тогда в оперу были внесены значительные изменения, благодаря которым произведение стало стилистически однородным и более близким к замыслу Оффенбаха.
Эта версия получила наибольшее распространение и легла в основу издания Шудена (Chouden) 1907 года. В этом издании соблюдён оригинальный порядок актов Оффенбаха: «Олимпия», «Антония», «Джульетта».
После Второй мировой войны были обнаружены новые материалы, написанные Оффенбахом для оперы. Именно это является причиной того, что почти каждое десятилетие выходит новый вариант «Сказок Гофмана».
Когда-то я смотрела фильм-оперу "Сказки Гофмана" 1951 года. На кинопоиске он не совсем верно назван мюзиклом.
Наиболее известным музыкальным номером из этой оперы является Баркарола из третьего акта.
Баркаро́ла (от итал. barca — «лодка») — народная песня венецианских гондольеров; в ряде источников упоминается как гондольера. Баркарола характеризуется умеренным темпом и метром 6/8, напоминая плавное покачивание на волнах.
Баркарола Оффенбаха звучит во многих художественных фильмах и нередко исполняется на концертах как отдельный номер. Есть разнообразные инструментальные обработки этой баркаролы.
В классических постановках оперы сцена с баркаролой выглядит примерно так, как на картине Жан-Жюля Антуана Леконта дю Нуи:
Даже люди, далекие от оперы, часто бывают знакомы с этой музыкой, вызывающей у них заслуженное восхищение. Ведь ее мелодия такая прекрасная и чарующая!
Предлагаю послушать несколько вариантов исполнения Баркаролы из оперы "Сказки Гофмана".
На видео вокальное исполнение баркаролы, фрагмент театральной постановки оперы Оффенбаха, который в свою очередь является кадрами из фильма "Жизнь прекрасна" 1997 года. Выбрала его, потому что он очень красочный в отличие от концертных исполнений, и к тому же, немного забавный, улыбнетесь заодно:
Следующий трек - это инструментальная версия баркаролы в исполнении симфонического оркестра. В этой записи есть долгое вступление (такое же, как в опере), после которого начинает звучать основная мелодия.
Очень интересная аранжировка этой Баркаролы исполнена оркестром Джеймса Ласта. В эстрадно-джазовом стиле.
В заключении можно послушать исполнение этой музыки на арфе. По-моему, очень красиво и отлично подойдет в качестве релакс- версии или колыбельной)
Надеюсь, вам понравились прекрасная музыка Оффенбаха и моя статья.
Если да, ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал. Вместе нас ждет еще много хорошей музыки!
Juliett
#music club juliett #гофман #сказки гофмана #оффенбах #опера сказки гофмана #интересно о музыке #блог о музыке #интересно об опере