Музей открылся 29 мая 2021 года. Интересен для людей верующих и далеких от религии.
Конечно, персонам воцерковленным или разбирающимся в иконописи будет проще.
Но и дилетанты (это я о себе) могут полюбоваться красотой.
Основу коллекции составили иконы, книги, церковная утварь, переданные подворьем Константино-Еленинского женского монастыря, благотворительным фондом «Новая Эра», частными лицами.
Технических новшеств немного, что вполне естественно с учетом тематики — сенсорные столы, на которых можно рассмотреть страницы книг и движущиеся проекции икон на потолке в некоторых залах.
Музей занимает два этажа (3 тыс. м2) в МФК «Наследие».
Пространство прекрасно организовано. Мне понравилось все: полумрак, темные графитовые стены, продуманная подсветка, музыка — храмовое пение уже само по себе настраивает на нужный лад.
Осмотр экспозиции рекомендовано начинать с Константиновского зала.
Римский император Флавий Валерий Константин I Великий причислен к лику святых, именуется равноапостольным. Его заслуги перед церковью исключительны. В 313 году он подписал Миланский эдикт, провозглашающий веротерпимость в Римской империи, и вернул христианам конфискованное имущество.
Не найдя себя в Риме, в 324 году распорядился строить город Византий на европейском берегу Босфора, через 6 лет перенес туда столицу. Еще при жизни императора Новый Рим переименовали в Константинополь.
Константин пришел к Богу сложным длинным путем, на протяжении жизни ему было несколько чудесных явлений и вещих снов.
Как считают историки — исповедовал христианство долгие годы, но крещен не был.
В 326 году по навету вероломной жены Фаусты казнил старшего сына Флавия и племянника Лициниана. Узнав о ложном обвинении, приказал запереть супругу в бане, где она задохнулась от жара.
По легенде именно моральные терзания после гибели близких подтолкнули Константина к крещению, для окончательного решения потребовалось еще 10 лет. Обряд провел Евсевий Никомедийский 22 мая 337 года, в этот же день император умер.
Таким образом, первый зал посвящен раннему христианству. В нем больше истории, меньше религии. И для моего восприятия здесь было проще.
В «Ветхозаветном зале» собраны иконы XVII — начала XX веков.
«Молитвою часто называют то, что вовсе не есть молитва: сходил в церковь, постоял, посмотрел на иконы, или прежде на людей, на их лица, наряды, — говорит: помолился Богу...» Иоанн Кронштадтский.
Чем хороша икона в музее? Ее можно рассматривать без всяких обязательств; нет потребности о чем-то просить или в чем-то каяться.
Сюжетные линии Ветхого и Нового заветов относительно знакомы.
Устроители экспозиции позаботились об атеистах, развесив тут и там стенды с краткими сведениями, относящимися к истории становления христианства и русской иконописи.
Образы впечатляющие. Церковь, как институт крайне консервативный, ставит перед художниками одни и те же задачи — средствами искусства привести человека к Богу. Возможно поэтому стиль письма меняется из века в век незначительно. Конечно, специалист увидит разницу между работой XVII века и современной (даже искусственно состаренной).
По мне — так просто очень красиво!
Но! Не лишне было бы перед посещением прочесть курс лекций Дмитрия Игоревича Антонова, например.
Еще вариант — записаться на экскурсию. Такая опция в музее есть.
Кроме икон в «Ветхозаветном зале» представлены старинные религиозные книги.
Жизнерадостный зал посвященный Николаю Чудотворцу.
Оформлен в ярко-оранжевых тонах под стать позитивному образу Святого.
Пожалуй, я достаточно хорошо знаю биографию только двух Святителей — Иакова и Николая.
Знакомство с жизнеописанием того и другого было целью нескольких путешествий.
Летом 2021 мне посчастливилось побывать на родине Николая Чудотворца в Мирах Ликийских (Турция).
Добрые дедушки — Мороз, Санта Клаус, Ноэль Баба и другие нам всем знакомы с раннего детства.
Иконы, представленные в зале, датируются XIV- XX веками.
По приданию, за благочестие и самоотверженное служение Господь наградил архиепископа Мирликийского Николая даром творить чудеса еще при жизни.
Здесь много интересных образов с клеймами, их можно читать, как книгу.
В экспозиции интересная коллекция паломнических сосудов из города Бари (Италия).
Следующая точка музейного маршрута — другой этаж.
В зале европейской живописи (преимущественно фламандской) представлено несколько работ художников эпохи Возрождения, в том числе из мастерской Рубенса.
Остальное пространство — знакомство с основными этапами развития христианства не только через иконопись, но и по произведениям живописцев на библейские сюжеты.
Мне не хватило информации об авторах работ!
С такими известными художниками как Михаил Васильевич Нестеров все понятно.
Хотелось бы знать — кто так дивно увидел Преподобного Серафима?
Кто так смело изобразил поход братии за мощами Адриана Ондрусовского?
Сначала я думала, что дело происходит где-то в горах Кавказа. Нет. У нас, совсем рядом! В 1493 году будущий преподобный, тогда дворянин Андрей Завалишин, встретил во время охоты Александра Свирского. После первой беседы стал часто навещать старца в его Валаамской обители, там же принял постриг. Выбрал для жизни уединенный полуостров на Ладожском озере. Вокруг преподобного Адриана собралась братия. Иноки построили церкви Введения в Храм Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца. Пустынь пользовалась особыми милостями Василия III. Сейчас монастырь возрождается.
Замечательная картина неизвестного художника.
Безусловно заслуживает внимания выставка «НЕБЕСА в духовной культуре русского Севера»
Готовится к открытию еще один зал.
Музей замечательный. Рекомендую!
Адрес: Санкт-Петербург, переулок Лодыгина, дом 5, www.mcc.spb.ru
Время работы: все дни, кроме понедельника. Требуется QR код.
Вход: 400 рублей, льготный-200 рублей; экскурсия (по предварительной записи)-500 рублей дополнительно к стоимости билета.
Спасибо за внимание!
Великий Новгород и его Детинец.
Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский мужской монастырь.
#санкт-петербург #музеи петербурга #христианство