Найти тему
Э-эскизы

Биатлонист Алябьев умер – светлая память

Анатолий Николаевич, как я его помню. Фото из  общедоступных источников - Яндекс-картинки
Анатолий Николаевич, как я его помню. Фото из общедоступных источников - Яндекс-картинки

Вот не хотел уже писать про биатлон, но так получается, что не писать невозможно. Тем более, что есть повод, пусть очень грустный - про Анатолия Николаевича.

Анатолий Николаевич Алябьев

Родился 12 декабря 1951-го в Вологодской области. С 7-ми лет бегал в школу на лыжах, с 12-ти хажевал с отцом на охоту со своим собственным ружьём. Но даже в самых наших лучших лыжных регионах совсем не всегда способность хоть от кого очень быстро убежать совсем не всегда и всё решает. Особенно, когда – ты с девицей. Короче, он и боксом тоже немножко занимался.

Закончил педучилище, стал физруком. Вёл отдельно секции по лыжам и по боксу. Был призван в ряды вооруженных сил СССР (далее – ВС), в спортроту в Ленинград, где и стал одним из наших первых «биатлонистом» уже в 1971-м году.

Потом стал двукратным олимпийским чемпионом в 1980-м, заметьте – почти в 30 лет!

Цитата из воспоминаний Алябьева про 1980-й:

«Метров за 800 до рубежа был подъём небольшой и мостик. Стоявший там Саша Ушаков мне крикнул: «Толян, если ноль стрельнёшь, точно призёр, а то и чемпион!» Я вроде и не придал этому значения, но на самом рубеже непосредственно перед стрельбой закралась мысль: похоже, неплохо стреляю, Сашка-то просто так кричать не стал бы.

Делаю за 30 секунд четыре выстрела, а обычно на рубеж 45 секунд тратил. Но перед последним выстрелом у меня нога затряслась. Я винтовку вниз опустил, чтобы напряжение сбросить. Опять изготовился, а выжать курок не могу! У нас натяжение спускового крючка всего-то 200 граммов было, а не 500, как сейчас, но я не могу сделать выстрел. Надо стрелять, а я не могу – боюсь! Про себя думал только об одном – не смазать, не дёрнуть.

Снова винтовку откладываю, начинаю приседания делать. После трёх приседаний дрожь чуть унял, опять наизготовку – ствол гуляет, время идёт. Переборол себя, выстрелил и чувствую, что попал. 42 секунды на этот выстрел потратил! Винтовку за спину, побежал, а на выходе со стадиона Анатолий Васильевич Акентьев мне прокричал: «Толя, всё по нулям, по нулям, но всего 28 секунд Ульриху «везёшь!»

Вот и представьте, как изменилась жизнь, в том числе и биатлон, что стрелять теперь надо за 5 (Пять) секунд, а в целом на рубеже – порядка 20 сек.

Алябьев умер полковником ВС СССР, воспитавшим многих мастеров, заведуя кафедрой в соответствующем ВУЗе - 11 января 2022-го.

Совсем немного из истории

История биатлона чудесна и замечательна! Там несколько томов надобно писать…Я вам скажу сейчас только, что вплоть до серидины 1970-х чемпионаты СССР проводились с разделением по калибру применяемого оружияJНу, и сами должны понять, что в СССР с 1946-го «гонки патрулей» проводились с настоящим боевым оружием.

Заключение

Нет, так-то – теперь всё совсем по-другому. И оружие не боевое, а учебное, и дистанции-то скорее пистолетные…Но дух=то наш остаётся всё тем же!

Подробную историю биатлона я ещё напишу, если ЯД не будет меня ограничивать, в чём отнюдь теперь уже не уверен. Да нет, обязательно напишу – всем Толокам назло, просто уже хочется хоть кому-то рассказать про то, что самому давно известно.

А Алябьеву – Светлая память!