Хотелось бы поделиться парой мыслей по поводу высказываний Владислава Суркова и Маргариты Симоньян о будущем искусственного интеллекта и человечества, которые (высказывания) очень хорошо разобраны и проанализированы в ролике на канале «Политота и не только».
Но коснемся вопроса несколько с другой стороны.
Оба "футурологическо-религиозных" высказывания рисуют нам определенную картину мира, которым правит #искусственный интеллект и которая, как можно предположить, обсуждается сейчас в элитных кругах. Иначе с чего это они так синхронно заговорили на данную тему?
Рисуют оба спикера нам эту картину с разных сторон в меру имеющегося интеллекта и образованности. Сурков заходит с философской стороны, а Маргарита Симоньян рубит религиозно-технический винегрет с дешевой мещанско-потребительской позиции.
При этом будущее, описанное Сурковым, ставит перед нами во весь рост проблему ненужности человека. Человек по факту абсолютно лишний на этом празднике жизни.
"Зачем нам кузнец? Кузнец не нужен". Если всё, что отличает человека от животного, и всё, что отличает его от машины, машина тоже будет иметь (и уметь), то зачем тогда нужен человек? Какова тогда ценность человеческой жизни?
Эта проблема «лишних людей» уже сейчас встает со всей остротой. Уже сейчас человека в определенных сферах деятельности вытесняют машины, а завтра, на следующем шаге развития техники, нам обещают существенное расширение этого списка «лишних людей» и «лишних профессий».
И это без всяких верующих и способных к творчеству роботов. Человека уже сейчас вытесняют даже относительно простые «интеллектуальные» железки без чувств и эмоций, заточенные под определенную функцию. А что говорить о тех машинах, которые описал Сурков? Куда человека при этом девать предлагается?
Вот в свете этого вопроса как раз и интересно высказывание Симоньян о грядущей цифре.
Непонятно, после написанного ею текста кто-то может считать ее религиозным человеком? Точнее, (ведь религии бывают разные), кто-то может ее считать относящейся к христианской, а тем более православной религиозной традиции?
Ее текст про «новую технорелигию» – это абсолютно антихристианский гимн потребительско-фашистского мировоззрения. Где все понятия, как бы взятые из христианской религии, за которыми стоят высокие смыслы, ценности и святыни, приземлены, опошлены и низведены до "двушки на Мальдивах", до мировоззрения, где в центре мироздания как главная ценность находится собственное брюхо.
Но пошлым мещанством ведь всё не ограничивается. Иначе и рассматривать этот псевдорелигиозный примитив не было бы смысла.
В рамках своей «технорелигии», а-ля вывернутое наизнанку христианство, Симоньян в буквальном смысле предлагает разделить людей на сорта с установлением абсолютного неравенства между ними, которое, между прочим, в нарисованной ею картине, устанавливается раз и навсегда.
И обоснование для этого предлагается самое отвратительное – ресурсов на всех не хватит, поэтому часть человечества, которую признают худшей (возможно, большинство), нужно лишить всего и сослать в ад, чтобы лучшие люди могли ни в чем себе не отказывать.
Одним всё (в понимании Симоньян предел мечтаний – это «двушка на Мальдивах»), другим – ничего, буквальные адские муки на непригодных для жизни территориях.
Чем это отличается от тупого уничтожения людей, признанных «лишними», если вдруг предрекаемые Симоньян природные катаклизмы запоздают с созданием буквального природного ада на Земле? Или если кто-то из них почему-то не захочет ехать в природный ад или попытается оттуда выбраться?
Чем это отличается от идей и мечтаний фашистов, которые тоже, так как ресурсов на всех не хватает и очень хочется занять принадлежащее другим жизненное пространство, поделили людей на уберменшей, которые должны по праву получить всё и владеть всем, и унтерменшей, недолюдей, которые не в праве ни на что, включая жизнь?
Как говорится, найдите десять отличий с самым радикальным вариантом фашизма.
Христианство, над которым фактически (осознанно или нет – не важно) глумится в своем тексте #Симоньян, имеет в качестве одного из базовых постулатов равенство всех людей. Все имеют душу – и великий правитель, и последний жалкий раб. Перед Богом все равны.
Современные же техно-мещане смело отбрасывают этот постулат. Для них на первом месте – собственное мелочное потребительское Я, а других ради этого можно и в аду сжечь.
А в качестве обоснования такого разделения на сорта (и, фактически, решения проблемы «лишних людей» фашистскими методами) нам рассказывают басни об «абсолютно беспристрастном и непогрешимом» искусственном интеллекте, который будет решать, жить миллионам людей или умереть.
Не под эти ли планы #Сурков более тонко и издалека подводит теоретически-философскую базу в стиле: «Станут ли #роботы верующими»?
Это всё настолько мерзко, что нет слов!
Для тех, кто забыл, рекомендуем посмотреть фильм "Обыкновенный фашизм"