Найти тему
Смотри в себя

Чем исповедь отличается от консультации психолога? Объясняет священник

Должен ли священник быть хорошим психологом? Какова роль психологии в пастырском служении? Насколько глубоко и широко пастыри должны углубляться в психологию? В чём отличия пастырского душепопечения от психологической консультации, рассказал священнослужитель Дмитрий Беженарь.

Дмитрий Беженарь — протоиерей, публицист, проповедник, миссионер.
Дмитрий Беженарь — протоиерей, публицист, проповедник, миссионер.

Дмитрий Беженарь, протоиерей:

Нередко людям кажется, что исповедь — это удел слабых, закомплексованных людей, зацикленных на своих недостатках. А культурный, образованный, современный, конкурентоспособный человек все свои проблемы может решить, консультируясь с психологом. Таким людям исповедь вроде как и не нужна. Правда, иногда они говорят так: «Я, пожалуй, сходил(а) бы на исповедь, если батюшка — хороший психолог».

Если вы возьмёте определение понятия «психология», то увидите, что там даже не упоминается человеческая душа. «Свойство высокоорганизованной живой материи» — именно так понимается психика в психологии. То есть здесь не идёт речь о человеке с бессмертной душой, созданного Богом, созданного по образу и подобию Божьему, созданного с достижением к богоподобию.

В современной психологии существует множество различных школ со своими взглядами и различными вариантами решения проблем человека. Какого человека? Человека падшего, греховного. Кого изучает современная психология? Греховного человека с его поведенческими стереотипами и недостатками.

В чём отличие пастырского душепопечения от работы психолога? У человека есть проблема. К примеру, он не может побороть свою скупость и сам страдает от этого. Если такой человек приходит к психологу, то после долгой консультации психолог предлагает себя не мучить, а научиться с этим жить.

Согласитесь, с точки зрения православной аскетики и христианской веры, такой ответ не является правильным. Как это — не бороться со своей страстью? Кто-то сребролюбив, кто-то завистлив, кто-то гневлив, кто-то блудлив… Психологи рекомендуют учиться жить с этим. Православие смотрит на это по-другому.

Пасторское душепопечение принципиально отличается от взаимоотношения психолога и клиента. В психологии есть своя научная база, но там не присутствует благодать Божья. В пастырском же душепопечении присутствует благодать Божья.

Здесь самая главная цель — это помочь человеку увидеть свои страсти, понять, что они тебя мучают, удаляют тебя от Бога, от божественной благодати. Царства Божьего не наследуют те, кто не борется со своими страстями, кто не кается.

Паисий Святогорец писал, что люди, измученные проблемами, которые они сами себе создают своими грехами, направляются не к духовнику, а к психологу. Они рассказывают им о своих проблемах, и психологи своими рекомендациями словно забрасывают клиентов в середину реки, которую им нужно перейти. Но, исповедовавшись перед священником, такие люди спокойно перейдут реку по мосту. Ведь в таинстве исповеди действует благодать Божия, и человек освобождается от греха.

В чём существенное отличие таинства исповеди от «исповеди» психологу? Психологу ты просто рассказываешь о своей жизни, о своих проблемах, страхах и комплексах. И, возможно, психолог даст какую-то рекомендацию на основании своего личного опыта... Другое дело — помочь по-настоящему. А помочь может только благодать Божья.

Архимандрит Рафаил (Карелин) писал в своей книге, что психология — это система, а человеческая душа гораздо глубже любой системы. Великий Сократ всю жизнь стремился познать самого себя, но без благодати Божьей ему это сделать не удалось. Святые отцы через молитву и аскетизм смогли в определённой степени познать тайну человеческой души. Психология изучает только отдельные её проявления, полностью игнорируя душу человека как субстанцию. Между тем, душа — это предмет веры, а не научного познания. Христианство — это вера, основанная на откровении, а всякая наука основана на наблюдениях и экспериментах. К тому же психология не в силах проникнуть в высшую область человеческой души, которую называют духом.

Приведу вам пример из опыта моей хорошей знакомой, которая много лет занималась психологическим консультированием. Пришла к ней женщина и жалуется на мужа, который мало зарабатывает. Оказалось, она сравнивает заработную плату мужа с зарплатами мужей своих подруг. На вопрос «вам не хватает на жизнь?» она ответила, что всё хватает, но ей хочется соответствовать.

Психолог попыталась объяснить ей, что она движима завистью, нездоровым чувством соперничества, что это состояние терзает её саму, и что ей надо изменить своё внутреннее отношение ко всему этому. Что ей надо просто поскромнее себя вести, благодарить Бога за то, что у неё у есть… На что женщина ответила: «Вы меня не понимаете. Вы, наверное, не профессионал».

Психологи пытаются работать с человеком греховным, пытаются уврачевать его комплексы или взаимоотношения. А исцелить душу психология, увы, не может. В этом и состоит принципиальное отличие пастырского душепопечения от психологического консультирования.

Сейчас при храмах (и вне их) работают православные психологи — это люди, которые имеют профессиональные знания, и которые, будучи верующими людьми, стараются помочь своим клиентам прийти к храму Божьему.

Православные верующие психологи могут помочь каждому приходящему человеку, если будут ступенькой к храму. Это лучшее, что они могут сделать.

А священнослужителю вовсе необязательно быть психологом. Ему достаточно быть просто добрым пастырем, служить Богу, служить людям, быть скромным, чутким и внимательным, не сребролюбивым.

Люди ищут добрых пастырей, сердца которых открыты к боли и страданиям людей.

Ещё статья: Если я исповедуюсь Богу, зачем нужен посредник? Объясняют священники.

Друзья, если было полезно, ставьте палец вверх. Подписывайтесь на канал. Будет над чем подумать! Все статьи канала здесь смотри в себя.

православие христианство веравбога религия евангелие господьбог промыслбожий господьбог смирение