Найти тему
Наталья Суртаева

Вероятно, сегодня замёрзну...

Два дня назад в селе Усть-Муны (Горный Алтай) увидела обелиск...

Он был не похож на те, что стоят вдоль дороги в память о лихих ездоках...

Поэтому подошла посмотреть поближе...

Имя Александр Михайлович Кошурников ни о чем мне не сказало...

На памятнике было написано, что этот человек с 1913 года по 1929 год жил в селе Усть-Муны...

Еще были выбиты слова, что "он шёл всегда теми дорогами, которые больше всего были нужны людям"

Разумеется, как только выдалась возможность, я отправилась в интернет, чтобы узнать, что это был за человек...

На боковой 600-километровой ветке Абакан - Тайшет, Транссибирской железнодорожной магистрали есть три скромные таежные станции - Кошурниково, Стофато, Журавлево.

Они названы в честь изыскателей железных дорог, погибших на реке Казыр в 1942 году...

Станции эти находятся в Красноярском крае, а маршрут исследователей начинался в Иркутской области, с Горного тофаларского поселка Верхняя Гутара, что в Нижнеудинском районе, осенью 1942 года...

Разведать трассу будущей железной дороги Абакан - Нижнеудинск было поручено руководителю экспедиции 37-летнему Александру Кошурникову, под его началом были еще два инженера-техника Алексей Журавлев и Костя Стофато...

Железная дорога по замыслу проектировщиков должна была соединить богатую лесом Восточную Сибирь с обширной территорией угольных месторождений Кузбасса...

Шла кровопролитная война, еще даже не было Сталинграда, и тем не менее смотрели вперед: как будет развиваться страна после Победы (Потому, что верили в Победу!)

Выпускник Томского политеха, к этому моменту провел изыскания и проектирование более 20 железнодорожных объектов...

Кроме того, им были проведены изыскания всей восточной части Южсиба от Кулунды до Лены...

Новой экспедиции предстояло пройти совершенно неизведанным путем - маршрут пролегал через горную Тофаларию. (Тофы и тогда, и теперь самая малочисленная народность)...

Никто не был и не мог им рассказать о маршруте даже приблизительно, карты, что удалось раздобыть, были сняты на местности еще в 1909 году...

В пояснительной записке к смете Кошурников отмечал: "Немногочисленные экспедиции, которые проходили Центральные Саяны, всегда сопровождались человеческими жертвами - в порогах, при сплаве на плотах, при переправах через реки, в горных обвалах и лавинах"...

Лишь к осени исследователям удалось попасть в нужный посёлок, и сразу же начались трудности...

Путь был очень опасным и никто из тофов (тофалары) не соглашался идти проводником и не давал оленей...

Лишь спустя десять дней удалось выйти на маршрут. Очевидцы вспоминали, как все говорили инженерам о смертельной опасности и отговаривали от пути...

Но похоже, что "У них просто не было выбора. Такое время". Шла война, и эта экспедиция походила на "разведку боем"...

Они ушли 5 октября и по расчетам максимум к 25 октября должны были выйти на погранзаставу в низовьях Казыра...

Не вышли...

Поднимался и кружил самолет, отправлялись поисковые экспедиции. Из столицы приехал отец Кошурникова (признанный профессор в строительстве железных дорог), обещал отдать все свои деньги, лишь бы нашли сына. Искали упорно, но все тщетно...

Осенью 1943-го рыбак, поднимаясь по боковой протоке Казыра, увидел занесенного песком человека...

Следствию не пришлось долго распутывать детали, все рассказал дневник Кошурникова - 35 страничек, исписанных разборчивым почерком...

Из дневника выяснилось, что по договоренности экспедиция с проводником должна была пройти весь путь на оленях. Но, прийдя в долину Казыра, увидели, что ягеля - основного корма для оленей там не было вовсе. Тоф наотрез отказался идти дальше. Олени в таком лесу были обречены на погибель, тем более со дня на день могли упасть глубокие снега...

Трое инженеров остались рубить плот - один, второй, третий, все их разметало по бревнышкам...

Наступали морозы, беспрерывно падал снег, и река превращалась в ледяной мешок. Уму непостижимо, но они все же прошли 180 км по клокочущей и обледенелой реке...

И весь путь Кошурников скрупулезно записывал свои наблюдения..

Потом, благодаря этим записям, и дорога, по этому сложнейшему маршруту, будет построена всего за 6 лет...

"3 ноября. Пишу, вероятно, последний раз. Замерзаю. Вчера 2.11 произошла катастрофа. Погибли Костя и Алеша. Плот задернуло под лед, и Костя сразу ушел вместе с плотом. Алеша выскочил на лед и полз метров 25 по льду с водой. К берегу добиться помог я ему, но на берег вытащить не мог, так он и закоченел наполовину в воде. Я иду пешком, очень тяжело. Голодный, мокрый, без огня и пищи. Вероятно, сегодня замерзну"

...

В 1958 году вышло постановление правительства, и 35 тысяч добровольцев устремились воплощать задуманное. Дорога, была введена в эксплуатацию в 1965 году. Было пробито 9 тоннелей, 3 виадука, 7 сотен искусственных сооружений. В строительстве дороги принял участие и Володя Стофато, сын Кости...

...

Голодные и обмороженные, уставшие и погибающие, эти люди вершили историю нашей страны...

Что бы они сказали сейчас, посмотрев на нас, так часто бывающих несчастными и недовольными?