Сегодня все чаще встречаются изделия из архитектурного бетона, позволяющие создавать объемные или плоские декорации любого характера, имитацию натурального покрытия, что заставляет взглянуть на привычный строительный материал под новым углом зрения.
Мы попросили Сергея Петракова, старшего инженера-технолога компании PERI, рассказать об архитектурном бетоне, целях его применения, о преимуществах и особенностях.
- Сергей, насколько интенсивно, по Вашему мнению, увеличивается распространение использования архитектурного бетона в России и в мире?
Если 10 лет назад проект с архитектурным бетоном попадался примерно 1 раз в год (при этом чаще всего это были небольшие прямые участки стен, где использовалось большое количество элементов декора), то 5 лет назад все чаще и чаще начали поступать проекты, в которых основная часть стен предполагала специальные решения.
Около 3-х лет назад у нас начался масштабный проект по архитектурному бетону: это 30 тыс куб. м бетона и более 7 тысяч сборочных чертежей для создания опалубки!
Параллельно данная концепция начала внедряться в частное домостроение. Уже более полугода мы работаем над проектом гостиницы в Краснодарском крае, состоящей из 5 корпусов. И все фасады – архитектурные.
- Где он применяется чаще - для наружных или внутренних работ? С чем связана меньшая популярность лицевого бетона у нас по сравнению со многими другими странами?
Область применения архитектурного бетона разнообразна. Как правило, если заказчик крупный и объект большой, то вертикальные несущие конструкции проектируют таким образом, чтобы после снятия опалубки получалась уже готовая монолитная конструкция.
Если клиент несколько стеснен в финансах, то сначала бетонируются несущие элементы здания с помощью обычной рамной опалубки, а затем возводится вторая прижимная стена, которая обладает свойствами архитектурной поверхности.
Мне кажется, что в нашей стране кардинально изменить подход к строительству очень сложно. Как все привыкли строить: забетонировали стены, сняли опалубку, проштрабили стены для прокладки коммуникаций, заштукатурили стены, выполнили чистовую отделку. Со временем краска и штукатурка приходит в негодность от воздействия внешних условий, и процесс ремонта начинается заново.
В Европе имеют несколько другой подход к строительству. Перед началом работ производится полный расчет затрат (т.к. слишком высокая стоимость труда). Затем выясняют, что можно включить в монтажные работы: например, закладные в стенах (под розетки). Как результат, существенная экономия на отделочных работах.
- Какие участники строительства - архитекторы, строители, заказчики- наиболее расположены сейчас к применению лицевого бетона, какие менее? В чем причины?
- В основном, архитекторы, которые много путешествуют по миру, продвигают идеи архитектурного бетона. Но из-за небольшой популярности и отсутствия массового использования сложно найти строительные компании, которые имеют опыт по данному направлению. Как правило, компании пока не могут грамотно оценить сроки реализации таких проектов и рассчитать стоимость работ. Но в России уже начинают появляться такие эксперты.
- Какие пути расширения применения архитектурного бетона вы видите?
- Единственный выход на сегодняшний день – как можно больше делиться информацией и опытом, полученным от реализации каждого проекта. Ведь все объекты уникальны. И чем больше информации будет известно строительным компаниям, тем быстрее и интенсивнее будет развиваться данное направление.
Еще необходимо финансирование. Не все регионы имеют достаточные средства для разработки данного направления, нет бетонных заводов, которые могут оперативно и качественно подобрать нужную смесь для каждого проекта.
- В чем заключаются особенности выбора опалубки для архитектурного бетона? Какие ошибки при подборе и использовании наиболее распространены и к каким последствиям они приводят?
Основные требования при выборе опалубки заключаются в грамотном статическом расчете и правильной сборке с соблюдением всех технологий. Многие клиенты полагают, что основной упор нужно сделать на подбор бетонной смеси (цвет, консистенция и т. д.), а выбор опалубки отодвигают на второй план. Но это мнение ошибочно. Несмотря на то, что бетон является основным компонентом монолитных работ, необходимо предусмотреть множество нюансов, начиная от взаимодействия бетонной смеси с бенотоотделяющим средством до четко отработанной технологии бетонирования. А здесь необходима правильно подобранная система опалубки.
- Насколько широк ассортимент представленной на российском рынке опалубки для лицевого бетона и велика ли конкуренция? В чем состоят основные различия такой опалубки?
Опалубочных систем, которые подходят для архитектурного бетона, не так много на рынке. Поэтому очень важно, чтобы у строителей были качественные материалы и инструменты. Например, фанера, которая используется в таких проектах, применяется только один раз, и очень часто ее приходится распиливать под конкретный размер. Спил тоже должен быть сделан под определенным углом, именно поэтому необходимо иметь качественное оборудование, ведь от него напрямую зависит будущее бетонной поверхности.
- Какие задачи позволяет решать архитектурный бетон? Какие наиболее яркие примеры его применения из отечественной архитектурно-строительной практики можно назвать? На каких из этих объектов применялась продукция Вашей компании?
Главная задача архитектурного бетона – реализация готовой бетонной поверхности с нужной геометрией, цветом и т.д. Важно понимать, что на данной поверхности не используется никакая отделка (эффект будет не тот).
Как правило, работа над проектом с архитектурным бетоном начинается намного раньше, чем с обычным монолитом. Необходимо разработать схему взаимодействия с архитектором, поделить стены на захватки, подобрать бетонную смесь, а самое главное – обучить рабочих работать с такими конструкциями.
Одним из ярких реализованных проектов является здание MATREX (Mатрешка) в Сколково. Профессиональный форум или танцпол, конференция или банкет – оно подойдет для проведения любых мероприятий.
55-ти метровая стеклянная пирамида с монолитной бетонной несущей конструкцией в виде матрешки внутри. В центре находится атриум с трансформируемым партером, балконом и ложами, над залом – спиральный пандус, на более высоких уровнях – офисы резидентов инновационных компаний, фитнес-центр с бассейном и ресторан со смотровой площадкой.
Особенности конструкции
- высота радиальных стен тела зала-матрешки 4,5 м, подземного этажа - 7м;
- переменный угол наклона радиальных стен (до 30°);
- опалубливание стен сложной геометрии и с различным радиусом кривизны от 1 м;
- переставные платформы доступа;
- архитектурная поверхность бетона с оттиском древесины без последующей отделки/шлифовки.
А вам интересны объекты из архитектурного бетона? Тогда подписывайтесь на наши соцсети! Там выходит много чего интересного!