Найти тему
naturpatriot

А имеет ли смысл слово "Родина" в современном мире?

Исходя из национал-буржуазного концепта государства, который, как мы уже писали в предыдущих главах, сложился после Тридцатилетней войны в Центральной и Западной Европе, а после чего был перенесен на весь остальной мир в ходе колониальной экспансии, гражданство связывалось, прежде всего, с фактом рождения на определенной территории и этнической принадлежностью.

В дальнейшем происходили определенные изменения, обусловленные миграционными и иными процессами, когда реализовывалась инклюзия иных этнических элементов в изначально национальную государственность. Естественно, что реальный исторический процесс всегда имеет сложную и неоднозначную природу, и отступлений от идеальной картины было великое множество. И, тем не менее, гражданство для большинства и на данный момент является не выбором, а данностью от рождения точно такой же, как принадлежность к тому или иному этносу. И по такому же принципу формируется вытекающее из гражданства понятие государства-Родины, которое сакрализируется. Правильно ли это?

Чувство патриотизма является естественным и полезным для человека, так как позволяет в наилучшем виде реализовать долговременные (передающиеся через поколения) интересы. Однако подлинный патриотизм должен быть направлен не на государство, а на народ, как общность, сформированную вокруг совокупности таких интересов. Государство же является лишь инструментом, который может реализовывать политику как народную, так и антинародную, и однозначная преданность флагам может означать махровое предательство интересов народа, что в истории случалось многократно и в разных местах планеты.

Помимо этого нельзя забывать и о принципе свободы человеческой воли, без которого развитие человеческого духовного начала нивелируется. Человек, который добровольно берет на себя те или иные обязательства и человек, которого заставили что-либо делать - совершенно различным образом ведут себя в одних и тех же обстоятельствах.

По мере того, как общество усложняется, ценность индивидуальной человеческой воли возрастает. Старые подходы к определению гражданской идентичности, сложившиеся фактически еще в 17 веке находятся на начало 21 века в существенном кризисе. Идея Родины, совершенно сакральная в прошлом, все чаща подвергается сомнению и откровенной деградации. И это реальная проблема, так как, отказываясь от этой идеи, люди утрачивают одно из важнейших консолидирующих начал любого общества. В дальнейшем это ведет к медленному распаду социальных связей и к постепенному или резкому снижению долговременного потенциала.