Найти тему

АКАДЕМИК АРХИТЕКТУРЫ АВДЕЕВ АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

Несомненно, все знают, что «…Орёл вспоил на своих мелких водах столько русских литераторов…», что многие из них попали в школьные учебники. Знают Орловских художников и даже композиторов, но с архитекторами как-то не сложилось. Орловщина же поставила их «на службу родине» немало. Один из таких, блестящий архитектор Алексей Александрович Авдеев. Он родился в с. Бедьково Новосильского уезда в 1819 году, в дворянской семье. С 1831 года обучается архитектуре под руководством архитектора Н.П. Соболевского в 1-й Московской гимназии, позднее переименованной в Московский дворянский институт. Любовь к архитектуре привела Авдеева к архитектору М.Д. Быковскому, одному из основоположников русской архитектурной реставрации. У него Алексей Александрович начал свою трудовую деятельность помощником архитектора. Первым крупным самостоятельным проектом стало здание обсерватории Московского университета в 1851 году. В этом же году Алексей Александрович отправляется за границу для знакомства с архитектурой Германии, Франции, Италии. Путешествие продолжалось два года. Возвращается на родину Авдеев признанным историком архитектуры. В том же 1853 году принимает участие в археологических раскопках в устье Дона, зарисовывая там античные руины. По возвращении в Москву, берётся за проектирование церкви в имении А.С. Хомякова в Круглом Данковского уезда Рязанской губернии. В его интерпретации стиль нового храма основан на образцах архитектуры Византии и древнего русского зодчества.Удачно составленный проект церкви не остался незамеченным. Военное министерство заказало Авдееву проектирование Никольской церкви для Братского кладбища в Севастополе 1857-1870 гг. Так же по его эскизам и чертежам были выполнены убранство и утварь храма. Для Братского кладбища он проектирует ограду и строит на площадке у главного входа два небольших дома готической архитектуры. В них жили ветераны Крымской войны, служители кладбища. Здесь же 1861-1863 гг. по проекту Авдеева была построена часовня на могиле князя М.Д. Горчакова, главнокомандующего Крымской армией в 1855 году. Следующим значимым проектом Авдеева стал храм Святого князя Владимира в Севастополе. Торжественная закладка собора по проекту архитектора К.А. Тона на Центральном городском холме состоялась 15 июля 1854 года. Однако война строительству помешала. В 1858 году было принято решение возобновить стройку, но с учетом сокращения ассигнований, строить решили по новому проекту, разработку которого поручили архитектору Авдееву. По общему мнению, он блестяще справился с заданием, спроектировав на существовавших фундаментах одноглавый четырехстолпный крестовокупольный храм в традициях византийской церковной архитектуры. В 1862 году Алексей Александрович проектирует и строит часовню на Инкерманских высотах в память смотра русской армии, произведенного императором Александром II после оставления центральной части города в период первой обороны Севастополя. На сегодняшний день часовня не сохранилась. Как не сохранилась и церковь Александра Невского на Корабельной стороне, проект которой был разработан в 1872 году в соавторстве с архитектором Чистяковым. Одним из последних проектов стала Покровская церковь в Ореанде в имении великого князя Константина Николаевича Романова. Закладка первого камня в основание церкви состоялась 1 октября по старому стилю 1884 года. Церковь упоминается в рассказе Чехова «Дама с собачкой». Помимо зданий Авдеев является автором проекта памятника на могиле капитан-лейтенанта А.И. Казарского в Николаеве 1865 год и памятника адмиралу А.С. Грейгу, установленного в 1872 году жителями Николаева за заслуги адмирала в развитии их города. Казарский легенда Черноморского флота, именно ему был установлен первый памятник в Севастополе. Умер архитектор Авдеев в 1885 году от воспаления лёгких в Санкт-Петербурге, куда прибыл по делам строительства храма. Похоронен на кладбище Александро-Невской Лавры.

Текст - по материалам газеты «Слава Севастополя» за 24 марта 2009 года. Фото – копия портрет А.А. Авдеева, худ. А. Стрелковский. Выставлена в крипте Владимирского собора. Оригинал в запасниках Севастопольского художественного музея им. М.П. Крошицкого. На сегодняшний день свободного доступа к оригиналу нет.