Найти тему
Владимир Стрелков

Александр Башлачёв - "человек поющий"

Что-то вроде рассуждения.

Александр Башлачёв, один из ярчайших представителей, советского рок-андерграунда(в последствии окрещённого "русским роком") прошлого столетия. Его поэзия, поражает глубиной смысла и поэтической изощрённостью. Башлачёв, с одной стороны, был литературно подкованным человек(окончил журфак), с другой стороны, явно тяготел к фольклору и "народной" тематике. Но это было далеко не сразу...

Первые опусы поэта, написанные "для листа", читаются довольно посредственно. Образы вроде "слепое солнце завтрашнего дня", или "станция моей последней боли", звучат чересчур пафосно и надменно. Эдакий молодой, модный, скучающий провинциальный поэт... Впрочем "прогресс", башлачёвской поэзии, поражает бешеным темпом своего развития. Уже через несколько лет, Александр пишет одну из ставших, в последствии, хрестоматийных песен, "русского рока" - "Время колокольчиков". Даже не "гимн поколения". А что-то вроде поэтической ретроспективы, нелёгкой судьбы, русского народа. Год, для поэзии Башлачёва, пожалуй целая жизнь. А возможно и для самого Башлачёва...

Попробуем разобрать, некоторые образы, используемые поэтом.

Один из лейтмотивов поэзии Башлачёва - звон. Образ этот многогранный и варьируется поэтом из песни в песню. Звенит и мелочь, "да что там у тебя звенит? какая мелочишка". И "сердце под рубашкою". Звенят колокольчики. Звенит погремушка "хоть внутри вся пуста"(пожалуй единственный случай, употребления поэтом "звона", в негативном ключе, считай "пустозвон"). Звенит душа поэта, "и я сказал душа звенит, обычная душа". Пожалуй мысль, что душа, может "звенеть", достаточно оригинальна... Звон этот, разумеется не физический. Но слышимый поэтом "с земли по воде сквозь огонь в небеса звон". Звон несомненно присутствует в русской церковной культуре. Колокольная Русь. Или присутствовал... Но звон Башлачёва, именно Звон. Какой-то всеобъемлющий, вселенский. Во всяком случае, музы вряд ли могут "звенеть". Античные покровительницы искусств, не встречаются в поэзии Александра...

Попытаемся выделить ещё один лейтмотив творчества Башлачёва. Это образ нити. Образ нити был ещё в Античной культуре(нить Ариадны). Человеческая жизнь уподоблялась нити или реке. Также, часто мы говорим: "нить повествования". Вообще Башлачёв относился к поэзии как к ткачеству или вышиванию. Что тоже, довольно необычно. Расхожее выражение: "ткать нить повествования". Башлачёв: "заплетать на острых пяльцах, недотрогу нить". Нить свящующая тебя со временем и другими людьми. "Землю обмотали, тоненькие нити", как поётся в песне.

Довольно любопытно Башлачёв "сплетает", семантически близкие к нити образы волоса и струны. "Нить как волос, жить как колос", "мы облучены, но я иду на звон струны, из твоей косы". Собственно волос-струна получается. Звенящая струна. Поэзия уподобляемая ткачеству, перестаёт быть занятием "интеллегентов", "элитариев", "эстетов", а имеет вполне себе народную природу. Крестьянскую если можно так сказать. Что-то вроде лепки, рукоделия, народного промысла.

Во времена Пушкина, поэтическое искусство(ср. с башлачёвским "ремеслом"), уподоблялось игре на музыкальном инструменте. То бишь "лире"(отсюда "лирика"). Слово опять же идущее от античных "певцов" аэдов, декларирующих стихи, под аккомпанемент музыкальных инструментов(лира, кифара). Оттуда собственно и пошло. В Античности поэзия и музыка не были отдельными жанрами. "Певец" и "поэт" - суть одно. Но в последствии, пути музыки и поэзии разошлись.

Однако музыкальность, "певучесть", никуда не ушла из поэзии, и являются главной её(поэзии) свойством. Поэтические "размеры", идентичны музыкальным ритмам. Хорошие стихи, без проблем ложатся на хорошую музыку. Башлачёв тоже "певец" а не поэт(стихи "для листа", ранний этап, в творчестве). Он ближе к тем самым аэдам, а ещё лучше, к русским скоморохам и сказителям. В творчестве поэта присутствует самая настоящая былина(Егоркина былина) и самое настоящее сказание, с вкраплением частушек(Ванюша). Сам себя поэт называл "человек поющий". Однако "ткать" поэзию, вышивать, "на строку по стяжку, а на слова, по два шва", это не одно и тоже, что играть на музыкальном инструменте.

Если вернуться к Античной культуре, родоначальнице всех "изящных" искусств , вряд ли античный поэт, уподоблял бы свой труд, "низкому" труду каменщика или ткача(труд в греческой культуре, не почитался за добродетель). В известном смысле, подобное отношение к поэзии осталось и до сих пор. Башлачёв конечно не был "пролетарием" от искусства. Скорее тогда уж "крестьянином", ремесленником, поэтом-народником. Пожалуй, на ум приходит, Сергей Александрович Есенин. Но даже он, "последний поэт деревни", не уподоблял поэтическое мастерство, ткачеству или вышиванию(казалось бы тяжкому, монотонному труду).

В общем, мы видим стремление поэта, в каком-то смысле, откреститься от штампа "интеллигента", быть частью "народа"(известное противопоставление), уподобить поэтическое искусство, "ручному труду", "народному промыслу".

В завершении, хотелось бы сказать, что объять такую величину, или же наоборот, "втиснуть" её в какой-то конкретный "лагерь", будь то рок-музыка, или бардовская традиция, не представляется возможным. Башлачёв явление вневременное и до сих пор недооценённое, учитывая его относительную малоизвестность("известность в узком кругу"), в сравнении с другими "героями" отечественного рок-н-ролла.

Однако как пел сам поэт: "нас забудут, да не скоро. А когда забудут, я опять вернусь".