Найти в Дзене

Варварская роскошь, или как выглядит самый драгоценный ковёр в мире

Если так посмотреть, то без умелых рук индийских мастеров все эти камни и жемчуг были бы лишь горстью безымянных самоцветов. Зато сейчас перед нами историческая ценность и шедевр ювелирного искусства. Мог ли кто-то, кроме индийского махараджи, позволить себе ковёр из отборного жемчуга, дополненного блеском бриллиантов и рубинов? Думаю, что маловероятно. А главное, зачем? Неужели индийские правители были настолько избалованы роскошью и изобилием, что им в голову приходили подобные экстравагантные идеи? Но, дорогие читатели, не спешите навешивать ярлыки и обвинять "с жиру бесившегося" махараджу в расточительности. На самом деле, у драгоценного ковра, о котором сегодня пойдёт речь, была очень благородная и, я бы даже сказала, высокая миссия. В 1865 году в индийском княжестве Барода правил Кханде Рао Гаеквад. Махараджа был рьяным приверженцем ислама и имел слабость к ювелирной роскоши. Именно эти два сочетания и породили в венценосной голове Кханде Рао идею создать невиданную ценность, кот

Если так посмотреть, то без умелых рук индийских мастеров все эти камни и жемчуг были бы лишь горстью безымянных самоцветов. Зато сейчас перед нами историческая ценность и шедевр ювелирного искусства.

Мог ли кто-то, кроме индийского махараджи, позволить себе ковёр из отборного жемчуга, дополненного блеском бриллиантов и рубинов? Думаю, что маловероятно. А главное, зачем? Неужели индийские правители были настолько избалованы роскошью и изобилием, что им в голову приходили подобные экстравагантные идеи?

Но, дорогие читатели, не спешите навешивать ярлыки и обвинять "с жиру бесившегося" махараджу в расточительности. На самом деле, у драгоценного ковра, о котором сегодня пойдёт речь, была очень благородная и, я бы даже сказала, высокая миссия.

В 1865 году в индийском княжестве Барода правил Кханде Рао Гаеквад. Махараджа был рьяным приверженцем ислама и имел слабость к ювелирной роскоши. Именно эти два сочетания и породили в венценосной голове Кханде Рао идею создать невиданную ценность, которая станет данью уважения его религии.

В 1865 году махараджа задумал сделать ковёр, который бы укрыл могилу пророка Мухаммеда в Медине (Саудовская Аравия). Разумеется, для этой цели просто ковёр бы не подошёл.

Мечеть Аль-Масджид ан-Набави в Медине
Мечеть Аль-Масджид ан-Набави в Медине

А потому мастера приступили к закупке материалов: полтора миллиона штук отборного Басрского жемчуга; около 3000 бриллиантов, обрамлённых червлёным золотом (сплав золота высшей пробы и примесей) и серебром; около 1000 рубинов и порядка 600 изумрудов и сапфиров, оправленных в золото; более двух миллионов штук бисера разного оттенка.

Басрский жемчуг (Basra pearl) - это наиболее редкий, если не сказать, уникальный вид природного жемчуга. "Производить" его может только один вид устриц, обитающих в районе Персидского залива. Название своё Basra pearl получили от иракского города Басра, где изначально эти жемчужины продавались. Басрский жемчуг легче всех остальных разновидностей, имеет серебристо-белый цвет и необычное светоотражение (за это в древности его сравнивали с луной и он очень ценился в астрологии).

Работа над драгоценным велась долгая и кропотливая - с 1865 по 1870 год. Правда, махараджа Кханде Рао Гаеквад результата не увидел, так как скончался всего за несколько месяцев до окончания работ. А вместе с ним ушла и идея отправить ковёр к захоронению пророка Мухаммеда. Возможно, следующий махараджа решил, что такая корова нужна самому, и драгоценность перекочевала в сокровищницу княжества Барода.

Так что, увы, но выполнить своё высокое предназначение ковёр не смог.

В 1903 году ковёр был частью выставки индийского искусства в Дели, где произвёл настоящий фурор, а затем вернулся в сокровищницу. Но после обретения Индией независимости в 1947 году, махараджа Бароды Пратап Сингх Гаеквад вместе со своей женой Ситой Деви вывезли огромное количество ценностей из страны и переправили в Европу. Жемчужный ковёр они, разумеется, захватить не забыли.

Несмотря на попытки индийских властей вернуть сокровища Индии на родину, национализировать удалось лишь малую часть вывезенных драгоценностей. Жемчужный ковёр остался у бывшего махараджи, а в 1956 году и вовсе перешёл к Сите Деви, которая получила его после развода.

В 1985 году ковёр выставлялся в музее Метрополитен (Нью-Йорк), а после ухода из жизни Ситы Деви его судьба оставалась неизвестной. До тех пор, пока на аукционе Sotheby’s в 2009 году он не ушёл с молотка анонимному покупателю более, чем за $5,5 млн. В настоящее время ковёр является частью постоянной экспозиции Национального музея Катара.

Национальный музей Катара в городе Доха
Национальный музей Катара в городе Доха

Очень радует, что в конечном итоге эта вещь находится в музее, а не просто лежит в чьей-то частной коллекции. Ведь подобные вещи являются культурным наследием. Согласны?)

Вот такая история. Если есть желание высказаться - милости прошу в комментарии )))

Спасибо Вам за Ваше внимание, дорогие читатели! Надеюсь, статья была для Вас интересна и познавательна ) Обязательно подписывайтесь на канал, чтобы не пропускать новые публикации ) Желаю Вам хорошего дня и отличного настроения!) С уважением, Мир вокруг нас.