Найти в Дзене

Субъект и объект игровой деятельности

Игра — это процесс, совершающийся между человеком и культурой (как системой социальных ценностей), объективно ему противостоящей, нацеленный на освоение и переработку ее и обеспечивающий сохранение и развитие социального поведенческого статуса путем уяснения содержания социальных ролей, обеспечивающих в свою очередь освоение человеком культуры и его функционирование в ней, а также на создание социально-психологического климата группы, к которой принадлежит человек как социальное существо. Как целесообразный процесс игра есть своеобразное целеосуществление субъекта, то есть его социализация, универсальное средство адаптации, характеризующееся выключением (на время) из системы общественных норм ради их усвоения. «Советский энциклопедический словарь» определяет игру «как вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе». Игра — это субъективно-объективная деятельность. Элементами ее структуры являются: субъект деятельности — средства — объ

Игра — это процесс, совершающийся между человеком и культурой (как системой социальных ценностей), объективно ему противостоящей, нацеленный на освоение и переработку ее и обеспечивающий сохранение и развитие социального поведенческого статуса путем уяснения содержания социальных ролей, обеспечивающих в свою очередь освоение человеком культуры и его функционирование в ней, а также на создание социально-психологического климата группы, к которой принадлежит человек как социальное существо. Как целесообразный процесс игра есть своеобразное целеосуществление субъекта, то есть его социализация, универсальное средство адаптации, характеризующееся выключением (на время) из системы общественных норм ради их усвоения.

«Советский энциклопедический словарь» определяет игру «как вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе».

Игра — это субъективно-объективная деятельность. Элементами ее структуры являются: субъект деятельности — средства — объект. Субъектом может быть отдельный человек или коллектив, то есть совокупный субъект. Объектом игровой деятельности является человеческая культура во всем спектре ее проявлений. Посредниками объекта могут выступать другие люди, природные или созданные человеком предметы, человеческие отношения. Средствами игровой деятельности являются: эмоциональнообразное моделирование, творческое репродуцирование, условноролевое соотнесение субъекта и объекта. Цель игры как деятельности — сам субъект деятельности (измененный субъект) сообразно модели, а точнее, образа «потребного будущего». В игровой деятельности человек опосредует, регулирует и контролирует, примеряя на себя социальные программы, социальные планы освоения данной культуры, вырабатывает свои индивидуальные структуры деятельности, ожидаемые стратегии поведения и раскрывает возможности, исходя из собственных внутренних (интеллектуальных и физических) потенций, общественного бытия, целей и идеалов общества.

Игра сложна по структуре.

1. В случае нерасчлененности, слитности цели и средства она есть жизнедеятельность: «в себе — деятельность», «собой деятельность». Что здесь цель, а что средство? Человек сам для себя и цель и средство. Особенно наглядно это видно на детской игре в дошкольном возрасте, хо я и не только в ней ребенок играет собой и в себе.

2. Игра как объективированная деятельность, осознанная и выделенная субъектом,— средство (структурировать все другие виды деятельности), и реализуется она в таких различных вариантах, как:

1) деятельность параллельно с другими,

2) едино, совместно с другими,

3) за других,

4) против других и т. п.

С утилитарных позиций — это избыточная активность субъекта, с позиций материальной деятельности — она внеутилитарна и непродуктивна. С позиций духовного производства — это тоже избыточная активность субъекта, не направленная на создание духовного «продукта» (логически стройной теории, произведения искусства и т. п.). Игра отражает человеческие отношения, моделируя их во всех степенях свободы (материальные, духовные; будущие, прошлые, настоящие; возможные и невозможные; реальные и нереальные) по принципу: «а что если...», и выступает в культуре как средство средств. Здесь она в высшей степени продуктивна, поскольку в ней происходит не только самораскрытие, но и развитие личности.