Дым в лесу. СССР, 1955. Режиссеры Евгений Карелов, Юрий Чулюкин. Сценарист Николай Чуев (по одноименному рассказу А. Гайдара). Актеры: Геннадий Сайфулин, Людмила Геника-Чиркова, Анатолий Берладин и др.
«Фильм «Дым в лесу» адресован в основном детской аудитории, но он со вниманием смотрится и взрослыми главным образом потому, что в нем прослежено и воспроизведено становление характера человека, попавшего в необычную обстановку. И у маленького человека есть свои горести, трудности, радости. Есть они и у Володи Курнакова. Подготовка к переэкзаменовке по географии, с одной стороны, а с другой — жаркое лето со всеми его соблазнами, купание в прохладной реке, ватага друзей и беготня с любимой собачонкой Брутиком — вот чем заняты мысли и дни юного героя картины. Но Володя живет близ границы, и вот волей обстоятельств он оказывается действующим лицом значительных, «взрослых» событий. Володя — не герой, это самый обыкновенный мальчик, не без слабостей. Но выкарабкивается он из труднейших событий, не только не уронив своей пионерской чести, а закалившись за несколько часов пребывания в горящем лесу и встречи с диверсантами настолько, что за его будущее опасаться уже не приходится.
Режиссеры нашли для исполнения роли Володи очень способного мальчика Гену Сайфулина. Необходимо отметить принципиально верный подход к теме становления человека. Нигде в картине не облегчены обстоятельства действий Володи, нигде он не поднят искусственно над событиями, все время оставаясь в них. Трудности и опасности мальчик преодолевает в борьбе с собой, со своим страхом, с щемящим чувством голода, с неуверенностью в своих силах, через детские законные слезы. Все это раскрыто по-серьезному, а не «по-нарошному».
Но вот закончились испытания. Стал ли мальчик героем? Может быть, он уже заслужил бессмертие? Отнюдь нет, говорит фильм, ребенок есть ребенок, и Володя так же будет носиться по берегу реки за своей собачонкой, но вот в реку войдет он теперь смелее, станет повнимательнее к взрослым, не заплачет при первом огорчении — и все это может служить хорошим началом хорошей жизни. Это — от Гайдара, его тема, разработанная мотивированно и тактично.
Работа операторов В. Минаева, И. Черных и художника С. Петерсона очень выразительна. Есть и просто талантливые кадры: сумасшедшее знойное солнце косыми лучами заливает вековой лес и, смешиваясь с дымом пожарища, создает своеобразную, неповторимую гамму красок. И еще: в глухой чащобе крупным планом снят герой фильма, все дальше и дальше уходит от него аппарат, и вот мы — уже с очень высокой точки — видим мальчика, затерявшегося в бескрайнем лесу. Мальчик и лес — больше ничего.
Успех этой картины — в чистоте и непосредственности подхода к материалу сценария. Но порой чистота и непосредственность, к сожалению, превращаются в наивность или еще хуже — в сентиментальность. Это особенно чувствуется в отношениях между взрослыми и детьми, противореча гайдаровскому отношению к ребятам, как к равным себе. Справедливости ради следует отметить, что взрослые артисты оказались в фильме со значительно более бедным материалом, чем их юные коллеги.
Есть в фильме слабые мотивировки в разработке данного приключенческого сюжета, но подход к жанру кажется нам правильным. Внимание в основном сосредоточено не на показе приключения как такового, а на человеке и его внутреннем мире, претерпевающем глубокие сдвиги и изменения под воздействием определенных жизненных обстоятельств» (Шевкуненко, 1956: 38-39).
Источник: Шевкуненко Ю. Жанр обязывает (о приключенческих фильмах) // Искусство кино. 1956. 2: 26-40.