Сегодня в рубрике #историязатонувшихкораблей вспомним об оригинальном изобретении судостроителей в блокадном Ленинграде — самоходном плашкоуте (десантном тендере). Такие суда строились на шести городских заводах с мая по июнь 1942 года.
Тендеры, оснащенные автомобильным двигателем ЗИС-5, обладали рядом преимуществ. Их отличали небольшие размеры, простота конструкции и, самое главное, возможность использовать судно в разнообразных целях — для перевозки и высадки десанта, эвакуации людей из Ленинграда, а также доставки необходимых грузов.
Примечательно, что ни одна из 122 подобных барж не затонула из-за неблагоприятных погодных условий. Несколько единиц погибли в результате атаки немецкой авиации в 1942 году во время стоянки в бухте Новая, еще часть — в 1944-м при десантных операциях на островах Бьерке, Сааремаа, Хийумаа, островах Выборгского залива и на Чудском озере.
Одним из них стал плашкоут — герой нашей рубрики. Этот двухтрюмный тендер погиб 4 июля 1944 года в ходе операции по высадке десанта на остров Тейкарсаари в Выборгском заливе.
- Буквально за два дня до боевой операции финны оставили в этом районе заграждение из 52 мин. На одну из них наскочил малый охотник БМО-503, который вез на буксире плашкоут. Весь экипаж БМО-503 погиб, на тендере в живых остались несколько десантников. Подошедший катер снял уцелевших и доставил их на остров. А брошенное судно горело и дрейфовало, пока не затонуло.
- В 2002 году металлический корпус тендера обнаружили специалисты НЦПИ. Его отсняли с помощью гидролокатора бокового обзора, а также обследовали водолазы.
- Корпус находится примерно в 130 м от буксировавшего его БМО-503.
Корма судна практически полностью погружена в донные осадки. Над грунтом возвышаются носовая оконечность. Между люками поперек палубы лежат деревянные мостки для схода десанта. Борта полностью проржавели и имеют многочисленные дыры. Внутри заиленного корпуса могут находиться человеческие останки, боеприпасы и горючее.
Идентификация тендера выполнена лишь частично. Это без сомнения двухтрюмный плашкоут конструкции завода «Судомех». Плохое состояние сильно корродировавших за более чем семьдесят пять лет пребывания в воде останков корпуса не позволяет уточнить его номер.
В России сохранился только один образец кораблей этого класса — двухтрюмный тендер в экспозиции музея «Дорога жизни» в поселке Осиновец Всеволожского района Ленинградской области.
#цпирго #тендер