Найти тему
Облако свидетелей

Монашество как совершенное следование за Христом

Монашество – тема очень сложная и объёмная. Даже безграничная. Если на Руси принять монашеский постриг было делом по большому счёту обыкновенным, то сегодня уже сам факт отречения от мира отождествляется с неким подвигом.

Изображение: valaam. ru
Изображение: valaam. ru

Такое мнение, впрочем, понятно. Принимая на себя ангельский чин, человек оставляет позади комфорт и свободу действий, имеющие место быть в XXI веке, постриженик уже не принадлежит сам себе, но исполняет волю Господа посредством послушания Игумену и священноначалию.

Перед выбором монашеского пути христианин непременно станет искать подтверждение своего произволения в Священном Писании. В первую очередь в Евангелии. Традиционно, указание Господа Иисуса Христа на монашество, как высокую планку следования за Спасителем, христиане видят в диалоге Иисуса Христа и юношей, который, казалось бы, находился в шаге от совершенства, но, узнав, что для сего нужно раздать имение нуждающимся, отошёл.

Эту историю мы читаем у всех трёх синоптиков. Однако, чаще приводится повествование евангелиста Матфея:

«Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение». (Мф. 19:21-22).

Казалось бы, эти стихи Евангелия дают нам прямое указание на то, что монашество является безошибочным путём ко спасению. Однако, даже в церковной среде, в том числе у некоторых представителей духовенства, есть мнение о том, что слова Христа обращены в данном случае не к нам в общем, и не к собирающимся прийти в тут или иную святую обитель, а конкретно к юноше, который, как бы превознёсся от того, что соблюдает все заповеди и, как бы является в своих глазах безгрешным. Христос, по их мнению, видя некое самомнение юноши, предложил вопрошающему заведомо невыполнимую задачу.

В то же время святые отцы придерживаются иного мнения. Профессор А.И. Осипов приводит данные стихи Евангелия, как раз как указание на монашество, как тесный, сложный, но короткий и верный путь ко спасению.

Интересно, что в Евангелии есть ещё одно указание на необходимость отречения от мира для истинного следования за Иисусом Христом. Почему-то в статьях о монашестве мне не приходилось видеть отсылки к 14 главе Евангелия от Луки. Речь идёт о 26 стихе. Его-то я нашёл, как аргумент в пользу монашества, в книге «Старец Силуан». Что же говорит Спаситель в этом отрывке?

«Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником». (Лк. 14:26)

Изображение: http://makarevskij-monastyr.ru/
Изображение: http://makarevskij-monastyr.ru/

Человек далёкий от религии вообще и православного христианства в частности, скажет, что слова Иисуса очень уж жёсткие. Ведь в голове нецерковного человека едва может уложиться мысль о том, что для того, чтобы быть учеником Христа, нужно возненавидеть родителей, родных и близких. Впрочем, такого мнения, вероятно, придерживаются и христиане, которые только начинают своё духовное восхождение. Вместе с возможной неоднозначной реакцией на эти слова (на церковнославянском этот стих выглядит практически так же, как в синодальном переводе), в словах Иисуса Христа, по толкованию отцов Церкви, не следует видеть негатива, который может возникнуть при первом прочтении. Вот, что пишет профессор А. Лопухин:

«Многие шли ко Христу, но привлекаемы были к этому только Его чудесами и притом не делали ничего для того, чтобы стать истинными учениками Христа, они только сопровождали Его. И не возненавидит… Ненавидеть — значит не «менее любить» (ср. Мф. 6:24), а питать действительно чувство ненависти, противоположное чувству любви. Отец, мать и прочие представляются здесь препятствиями к общению со Христом (ср. Лк. 12:53), так что, любя одного, необходимо ненавидеть других (ср. Лк. 16:13). «Жизнь» (стих 26) берется здесь в собственном смысле этого слова как «существование» — понятно, поскольку оно является препятствием для любви ко Христу («Томлю томящего меня!» — говорил прп. Серафим Саровский о своих аскетических подвигах, которыми он хотел ослабить свое тело). «Моим учеником». Сила мысли здесь на слове «Моим», которое потому и поставлено ранее существительного, которое им определяется.»

Исходя из написанного профессором, можно сделать поправку на наше современное восприятие русского языка. Под словом «возненавидеть» мы понимаем целую палитру чувств: злобу, месть, коварство и прочие пороки. Вероятно, слово «возненавидеть» здесь играет роль обратной стороны любви, но не в отрицательном смысле. Вообще, хорошо бы посмотреть, какое именно слово используется в греческом оригинале.

Понимая все указания Христа на монашество, как на сверхъестественный образ жизни, Господь не всех призывает к отречению от мира. Это ясно - далеко не все способны понести тяготы и лишения полного отречения от мира. Иисус Христос обращает своё слово к тем, кто готов взять на себя такой подвиг.

«Кто может вместить, да вместит». (Мф. 19:12).

В последнее время, вместе с ростом числа «обиженных» в результате запрещения в служении священников, набирают обороты настроения о том, что монашество ничуть не выше не монашества, о том, что монахи – это чуть ли не калеки, и что многовековой опыт аскетики в борьбе со страстями не работает (по мнению протоиерея Вячеслава Рубского), о том, что лучше оставаться в миру, а не идти в монастырь. В конце концов, даже в церковной среде тиражируется позиция, дескать монашество – это более простой путь, чем спасение в семье.

В мирском смысле, у каждого в данном случае есть своя правда и мы, как христиане, наверное, должны принять мнение ближнего, тем более, если оно не есть грех. Ну и потом, будучи скованными смирением, кротостью и недопустимостью превозношения и гордости, монахи оказываются в положении, когда они не могут на равных отстоять свой высокий духовный статус.

С духовной точки зрения, весьма прискорбно, что есть отцы, братья и сестры, которые не замечают слов Иисуса Христа об особом положении монашествующих и более того, семейную жизнь ставят даже не вровень, но выше монашества, аргументируя свою позицию только бытовыми обязательствами: финансовое обеспечение семьи, воспитание детей, решение бытовых проблем и далее по списку.

Изображение: azbuka.ru
Изображение: azbuka.ru

Так или иначе, Господь всё видит и каждому воздаст по заслугам. А я, грешный пономарь, прошу всех подписчиков помолиться о братьях и сестрах, которые несут свой подвиг в православных обителях не только России, но и за рубежом. В частности, прошу сугубых молитв о сестрах Макарьевского Желтоводского женского монастыря и о братии Свято-Пантелеимонового монастыря на Афоне. Спаси Христос!