Они были первыми
Самый элегантный шпион
Коко Шанель, по сути, создала новый тип женщины. Опередив время лет на 40, не меньше, она одела парижанок в брючки, ввела в моду стрижки под мальчика а Іа gаrсоn и бижутерию вместо жемчуга. А ее «маленькое черное платье» стало символом хорошего тона, похоже, навсегда. С легкой руки Шанель любая дама по стильности теперь не уступала жене миллионера. Словом, Коко открыла миру роскошь простоты! Правда, сама она была ой как непроста...
Мордочка мятежной сиротки и грация олененка - такой образ закрепился за Коко Шанель, которая всю жизнь весила как в 20 лет и вела себя словно «вечный лучезарный подросток». Но журналист и по совместительству капитан спецслужбы МИ-6 Томас Малькольм Маггеридж, собиравший досье на Шанель, увидел ее иначе: «крошечная и хрупкая» мадемуазель обладала «когтями орла» и умела постоять за себя в самых жестких ситуациях. Только вот при чем здесь вообще английская разведка и всякие там досье, коли речь идет о модном дизайнере? Ответ впереди.
Русский акцент
В 1920-е годы в Париже было в моде все российское: «Русские сезоны» Дягилева в Гранд-опера и Театре Шатле, «Очи черные» в кафе шантанах и брассери, славянский тип красоты в кино и на дефиле. Первыми топ-моделями Коко были эмигрантки, как она говорила, «настоящие русские принцессы» - княгиня Мэри Эрнстова, княжны Анна Воронцова-Дашкова, Натали Оболенская и др.
А в лаборатории Коко (в прошлом швеи и по совместительству певички в кабаре, основавшей в 1910 году бутик Сhаnel) работали парфюмеры: коренной москвич (сын француза - поставщика духов российского императорского двора) Эрнест Бо и аристократ Константин Веригин. Последний под влиянием ностальгии экспериментировал с «особой ночной свежестью северных рек» России. В результате парфюмеры предложили Коко выбрать лучший из созданных ими ароматов. Она указала на емкость с пятеркой на наклейке. Это и были знаменитые впоследствии духи Сhаnel No. 5. «Русский акцент» новинки подчеркнули флаконами в форме штофа для водки и пустили в продажу по 1500 франков за штуку. Но тут случились инфляция с девальвацией, цены упали, и ловкая Коко продала львиную долю прав на свой аромат Пьеру и Паулю Вертхаймерам.
Прошло полтора десятка лет. В 1940 году Гитлер вошел во Францию. Париж встретил немцев покорно, а некоторые француженки даже закрутили романы с оккупантами. Шанель поселилась с германским дипломатом, бароном Гансом Гюнтером фон Динклаге в отеле «Риц» (без него ее туда не пустили бы: «Риц» был фактически штаб-квартирой немцев). Правда, история их знакомства выглядит, скорее, коммерческой, нежели романтической. К тому же напрямую связана с ее парфюмерным бестселлером. Давние партнеры Коко — братья Вертхаймер - были евреями. Воспользовавшись нацистской кампанией по экспроприации имущества и предприятий евреев, Коко решила отобрать у Вертхаймеров контрольный пакет фирмы, производившей Сhаnel No. 5. Братья от греха подальше перерегистрировали этот бренд на свою компанию «Буржуа», чтобы ни формальное правительство оккупированной Франции, ни наци не могли наложить лапу на бизнес. Коко стукнула на своих партнеров Динклаге, с которым (очень кстати) познакомилась на светском рауте. В результате, не потратив ни копейки, вернула себе права на знаменитый аромат и стала одной из богатейших женщин Европы. Заодно Коко вытащила из фашистского плена своего племянника Андре Паласса и укрепила связь с Гансом.
В ее «роллс-ройсе» сладкая парочка разъезжала по оккупированному Парижу. Ей в это время было 57, ему - 44. Позже Коко утверждала, будто не знала, что Ганс лишь числился дипломатом, а по факту занимался разведдеятельностью в пользу Германии.
«Горизонтальный коллаборационизм»
В 1944 году англо-американские войска вошли в Париж. В первые же дни накрутивших романы с немцами француженок обрушилось «народное» возмездие. Участники Сопротивления, обвинив женщин в «горизонтальном коллаборационизме» (сожительстве с врагами), прилюдно на городских площадях брили их наголо, рисовали на лицах свастику и водили «изменниц» по улицам в полуголом виде... Особую активность проявляли «сопротивленцы последнего часа» — мужчины, примкнувшие к мстителям в день падения оккупации, чтобы откреститься от собственных трусости и позора. Вот только один пример такого рода, описанный журналистом Жаном-Полем Пикапером.
16-летняя Генриетта была буфетчицей в немецкой столовой. На эту работу ее отправил мэр небольшого городка по требованию оккупантов. Девушка влюбилась в германского офицера, завязался роман, у пары родился ребенок.
Когда союзники вошли во Францию, немец дезертировал из своего полка и скрывался у Генриетты. Вскоре по доносу в дом явились вооруженные «патриоты». От расправы всех троих (включая малыша) спасли солдаты армии США. Как выяснилось позже, донес на девушку ее брат, который все это время кормился за счет сестры-буфетчицы. Этот никогда не воевавший парень и был, что называется, «сопротивленцем последнего часа».
Звездам тоже не всегда удавалось избежать позорной участи. Например, всеми любимая в 1930-е годы актриса Коринн Люшер за связь с немцем получила 10-летний запрет на профессию. До окончания этого срока она не дожила...
Но Коко выкрутилась легко и просто. Высунувшись в окно своего бутика, она крикнула, что артиллеристы получат по флакону Сhаnel No. 5! У ее дверей тут же выросла толпа американских солдат, которые просто не подпустили бы ни «народных мстителей», ни французских полицейских, если бы те вздумали прийти с ордером на арест Коко. «Получив передышку, она продолжала искать поддержку отовсюду, и не напрасно, поскольку сумела избежать даже номинального включения в компанию знаменитостей... обвиненных в коллаборационизме», — писал капитан МИ-6 Маггеридж, собиравший на Шанель досье.
«Модельная шляпка»
По свежим следам Коко все-таки арестовали за коллаборационизм, а вскоре обвинили в агентурной деятельности в пользу нацистов. Она все отрицала, говоря, что с Динклаге ее связала лишь любовь и ничего более. По поводу 13-летней разницы в возрасте шутила: «...если женщине моих лет выпадает шанс подцепить любовника, она не требует у него паспорт!»
Но в архивах спецслужб мадемуазель проходила как агент F-7124 по кличке Вестминстер (у нее когда-то был роман с герцогом Вестмин-стерским). Она была завербована Динклаге и работала на начальника внешней разведки службы безопасности Вальтера Шелленберга (образ которого гениально сыграл Олег Табаков в фильме «Семнадцать мгновений весны»).
По замыслу эсэсовца Коко была вовлечена в попытку примирения (т.е. заключения сепаратного мира в обход СССР) Германии и Британии в 1943-1944 годах. Она должна была доставить предложение такого рода Уинстону Черчиллю, с которым пару раз виделась более 20 лет назад. Динклаге взял на себя оформление загранпаспорта для Шанель.
Операцию с гламурным названием «Модельная шляпка» провалила британская МИ-6, внедрив своего агента в качестве посредника. Коко и Ганс едва избежали ареста. Но, как и предсказывал Маггеридж, «жернова чистки, как бы тонко ни мололи, никогда не смогут перемолоть ее...»
Словечко замолвил то ли Черчилль, то ли виндзорские аристократы (ведь именно через них Шанель пыталась выйти на премьера) — Маггеридж о том умалчивает. Зато остроумно описывает облик Шанель тех лет: «...вся увешана разнообразными сияющими металлическими штучками, словно... старый гвардеец в Виндзорском замке в латах и во всеоружии...», так что «казалось, дунь на нее посильнее, и... ее легчайший скелет рухнет и превратится в кучку праха, как рухнули под бомбежкой неустойчивые лондонские строения».
Коко с Динклаге улизнули в Швейцарию. Живя за счет Шанель, Ганс любил выпить и гульнуть. Расставшись с ним, она вернулась во Францию в 1953 году и с головой ушла в работу. К этому периоду относится не самое популярное ее изречение: «У меня осталось только одно неудовлетворенное любопытство — смерть». Она умерла в Париже в своем любимом отеле «Риц» в 1971 году.
Что касается ее «подвигов» во время войны, то официальная точка зрения дома моды Сhаnel звучит предельно лаконично: «В жизни замечательных людей случаются несчастья».