Найти тему
Загадки истории

КУМИРЫ ХХ ВЕКА #1.5/Они были первыми/5.Самый элегантный шпион

Оглавление

Они были первыми

Самый элегантный шпион

Коко Шанель, по сути, создала новый тип женщины. Опередив время лет на 40, не меньше, она одела парижанок в брючки, вве­ла в моду стрижки под мальчи­ка а Іа gаrсоn и бижутерию вме­сто жемчуга. А ее «маленькое черное платье» стало символом хорошего тона, похоже, навсег­да. С легкой руки Шанель лю­бая дама по стильности теперь не уступала жене миллионера. Словом, Коко открыла миру ро­скошь простоты! Правда, сама она была ой как непроста...

Мордочка мятежной сиротки и грация олененка - такой образ закрепился за Коко Шанель, которая всю жизнь весила как в 20 лет и вела себя словно «вечный лучезарный подросток». Но жур­налист и по совместительству капитан спецслужбы МИ-6 Томас Маль­кольм Маггеридж, собиравший досье на Шанель, увидел ее иначе: «крошечная и хрупкая» мадемуазель обладала «когтями орла» и умела постоять за себя в самых жестких ситуациях. Только вот при чем здесь вообще английская разведка и всякие там досье, коли речь идет о мод­ном дизайнере? Ответ впереди.

Габриэль Бонёр (Коко) Шанель (1883-1971) - основатель модного дома Сhаnel
Габриэль Бонёр (Коко) Шанель (1883-1971) - основатель модного дома Сhаnel

Русский акцент

В 1920-е годы в Париже было в моде все российское: «Русские се­зоны» Дягилева в Гранд-опера и Театре Шатле, «Очи черные» в кафе­ шантанах и брассери, славянский тип красоты в кино и на дефиле. Первыми топ-моделями Коко были эмигрантки, как она говорила, «настоящие русские принцессы» - княгиня Мэри Эрнстова, княжны Анна Воронцова-Дашкова, Натали Оболенская и др.
А в лаборатории Коко (в прошлом швеи и по совместительству пе­вички в кабаре, основавшей в 1910 году бутик Сhаnel) работали парфюмеры: коренной москвич (сын француза - поставщика духов рос­сийского императорского двора) Эрнест Бо и аристократ Константин Веригин. Последний под влиянием ностальгии экспериментировал с «особой ночной свежестью северных рек» России. В результате пар­фюмеры предложили Коко выбрать лучший из созданных ими арома­тов. Она указала на емкость с пятеркой на наклейке. Это и были зна­менитые впоследствии духи Сhаnel No. 5. «Русский акцент» новинки подчеркнули флаконами в форме штофа для водки и пустили в прода­жу по 1500 франков за штуку. Но тут случились инфляция с девальва­цией, цены упали, и ловкая Коко продала львиную долю прав на свой аромат Пьеру и Паулю Вертхаймерам.
Прошло полтора десятка лет. В 1940 году Гитлер вошел во Францию. Париж встретил немцев покорно, а некоторые француженки даже за­крутили романы с оккупантами. Шанель поселилась с германским ди­пломатом, бароном Гансом Гюнтером фон Динклаге в отеле «Риц» (без него ее туда не пустили бы: «Риц» был фактически штаб-квартирой нем­цев). Правда, история их знакомства выглядит, скорее, коммерческой, нежели романтической. К тому же напрямую связана с ее парфюмер­ным бестселлером. Давние партнеры Коко — братья Вертхаймер - были евреями. Воспользовавшись нацистской кампанией по экспроприации имущества и предприятий евреев, Коко решила отобрать у Вертхай­меров контрольный пакет фирмы, производившей Сhаnel No. 5. Бра­тья от греха подальше перерегистрировали этот бренд на свою компа­нию «Буржуа», чтобы ни формальное правительство оккупированной Франции, ни наци не могли наложить лапу на бизнес. Коко стукнула на своих партнеров Динклаге, с которым (очень кстати) познакомилась на светском рауте. В результате, не потратив ни копейки, вернула себе права на знаменитый аромат и стала одной из богатейших женщин Ев­ропы. Заодно Коко вытащила из фашистского плена своего племянни­ка Андре Паласса и укрепила связь с Гансом.
В ее «роллс-ройсе» сладкая парочка разъезжала по оккупирован­ному Парижу. Ей в это время было 57, ему - 44. Позже Коко утверж­дала, будто не знала, что Ганс лишь числился дипломатом, а по факту занимался разведдеятельностью в пользу Германии.

«Горизонтальный коллаборационизм»

В 1944 году англо-американские войска вошли в Париж. В первые же дни накрутивших романы с немцами француженок обрушилось «народное» возмездие. Участники Сопротивления, обви­нив женщин в «горизонтальном коллаборационизме» (сожительстве с врагами), прилюдно на городских площадях брили их наголо, ри­совали на лицах свастику и водили «изменниц» по улицам в полуго­лом виде... Особую активность проявляли «сопротивленцы послед­него часа» — мужчины, примкнувшие к мстителям в день падения оккупации, чтобы откреститься от собственных трусости и позора. Вот только один пример такого рода, описанный журналистом Жа­ном-Полем Пикапером.
16-летняя Генриетта была буфетчицей в немецкой столовой. На эту работу ее отправил мэр небольшого городка по требованию ок­купантов. Девушка влюбилась в германского офицера, завязался ро­ман, у пары родился ребенок.
Когда союзники вошли во Францию, немец дезертировал из сво­его полка и скрывался у Генриетты. Вскоре по доносу в дом явились вооруженные «патриоты». От расправы всех троих (включая малы­ша) спасли солдаты армии США. Как выяснилось позже, донес на девушку ее брат, который все это время кормился за счет сестры-бу­фетчицы. Этот никогда не воевавший парень и был, что называется, «сопротивленцем последнего часа».
Звездам тоже не всегда удавалось избежать позорной участи. На­пример, всеми любимая в 1930-е годы актриса Коринн Люшер за связь с немцем получила 10-летний запрет на профессию. До окон­чания этого срока она не дожила...
Но Коко выкрутилась легко и просто. Высунувшись в окно сво­его бутика, она крикнула, что артиллеристы получат по флакону Сhаnel No. 5! У ее дверей тут же выросла толпа американских сол­дат, которые просто не подпустили бы ни «народных мстителей», ни французских полицейских, если бы те вздумали прийти с ордером на арест Коко. «Получив передышку, она продолжала искать под­держку отовсюду, и не напрасно, поскольку сумела избежать даже номинального включения в компанию знаменитостей... обвинен­ных в коллаборационизме», — писал капитан МИ-6 Маггеридж, со­биравший на Шанель досье.

«Модельная шляпка»

По свежим следам Коко все-таки арестовали за коллабораци­онизм, а вскоре обвинили в агентурной деятельности в пользу нацистов. Она все отрицала, говоря, что с Динклаге ее связала лишь любовь и ничего более. По поводу 13-летней разницы в возрасте шу­тила: «...если женщине моих лет выпадает шанс подцепить любовни­ка, она не требует у него паспорт!»
Но в архивах спецслужб мадемуазель проходила как агент F-7124 по кличке Вестминстер (у нее когда-то был роман с герцогом Вестмин-стерским). Она была завербована Динклаге и работала на начальника внешней разведки службы безопасности Вальтера Шелленберга (образ которого гениально сыграл Олег Табаков в фильме «Семнадцать мгновений весны»).
По замыслу эсэсовца Коко была вовлечена в попытку прими­рения (т.е. заключения сепаратного мира в обход СССР) Германии и Британии в 1943-1944 годах. Она должна была доставить предло­жение такого рода Уинстону Черчиллю, с которым пару раз виделась более 20 лет назад. Динклаге взял на себя оформление загранпаспор­та для Шанель.
Операцию с гламурным названием «Модельная шляпка» прова­лила британская МИ-6, внедрив своего агента в качестве посредни­ка. Коко и Ганс едва избежали ареста. Но, как и предсказывал Маггеридж, «жернова чистки, как бы тонко ни мололи, никогда не смогут перемолоть ее...»
Словечко замолвил то ли Черчилль, то ли виндзорские аристо­краты (ведь именно через них Шанель пыталась выйти на премье­ра) — Маггеридж о том умалчивает. Зато остроумно описывает облик Шанель тех лет: «...вся увешана разнообразными сияющими метал­лическими штучками, словно... старый гвардеец в Виндзорском зам­ке в латах и во всеоружии...», так что «казалось, дунь на нее посиль­нее, и... ее легчайший скелет рухнет и превратится в кучку праха, как рухнули под бомбежкой неустойчивые лондонские строения».
Коко с Динклаге улизнули в Швейцарию. Живя за счет Шанель, Ганс любил выпить и гульнуть. Расставшись с ним, она вернулась во Францию в 1953 году и с головой ушла в работу. К этому периоду от­носится не самое популярное ее изречение: «У меня осталось только одно неудовлетворенное любопытство — смерть». Она умерла в Па­риже в своем любимом отеле «Риц» в 1971 году.
Что касается ее «подвигов» во время войны, то официальная точ­ка зрения дома моды Сhаnel звучит предельно лаконично: «В жизни замечательных людей случаются несчастья».

ПОДПИШИСЬ И ЧИТАЙ ДАЛЬШЕ :)