С середины 1980-х идеи «перестройки» охватили умы не только обывателей, но и государственных деятелей и военнослужащих.
С 1980 года офицеры советских спецслужб и дипломаты начали переходить на сторону противника и стали «кротами» - оставаясь на своих должностях, они передавали зарубежным хозяевам ценные сведения за вознаграждение и тёпленькое местечко в убежище на территории капстран. Причиной тому стали деградация института разведки и контрразведки, скотское отношение к профессионалам-патриотам, чехарда в руководстве КГБ и мизерные оклады сотрудников, имевших доступ к гостайнам. Всё это привело к беспрепятственной работе западных шпионов в Советском Союзе с попущения Горбачёва и Ельцина, которые, по сути, были инструментами в руках британских и американских спецслужб.
Казалось, этому не будет конца. Однако в июле 1992 года произошёл неординарный случай – секретный агент ЦРУ Виталий Макаров («Гроссмейстер») прибыл на Лубянку, чтобы сдаться по собственной воле. Прибыл он не с пустыми руками, а с целым набором шпионского оборудования, включавшего в числе прочего коротковолновый приёмник для прослушивания радиопередач из Мюнхенского разведцентра в высокочастотном диапазоне, одноразовые шифрблокноты, сокрытые в карманных фонариках и в зажигалке, а также устройства для изготовления и считывания микроточечных сообщений.
После знакомства с резидентом Secret Intelligence Service (SIS), вербовщиком Джоном Скарлеттом, в шахматном клубе в 1976 году Макаров начал свою «кротовью» карьеру. Методично сближаясь с Макаровым и подкупая его предметами западной «сладкой жизни», а также обильными возлияниями, Скарлетт убедил молодого дипломата в том, что Советский Союз обречён, а выживет в условиях бесконтрольного потребления и бабломании только держатель большого валютного запаса. В итоге Макаров продался SIS за 25 тыс. долларов и стал «Гроссмейстером», не зная при этом, что Скарлетт о нём крайне невысокого мнения.
После командировки в Боливии, где над Макаровым и была проведена «обработка», тот вернулся в СССР в компании американского наставника для обучения шпионским премудростям, в частности – поддержанию шифрования связи различными способами. Однако у «Гроссмейстера» с этим направлением не заладилось, и ни СИС, ни ЦРУ в течение 10 лет его не трогали, а сам шпион уверовал в то, что о нём попросту забыли. Однако в 1986 году, когда Макаров был в должности первого секретаря консульского отдела советской дипломатической миссии в Испании, ему было поручено задание из ЦРУ – выявить «подснежников» (сотрудников спецслужб под дипломатическим прикрытием) среди сотрудников советского посольства в Испании, составить о них подробное досье и передать своим кураторам.
Почти год спустя у Макарова начали сдавать нервы, и американский куратор посоветовал ему обратиться к известному в Москве специалисту в области психоневрологии академику Н. В этом обращении был намёк на то, что «Гроссмейстер» крепко на крючке у своих западных хозяев, и ему же лучше послушно выполнять все поставленные задания.
В итоге 16 июля 1992 года «Гроссмейстер» не выдержал и прибыл на Лубянку – сдаваться.
Впоследствии, хотя суд над шпионом состоялся, тот был помилован по решению президента Б.Н. Ельцина.
Через два года в российских СМИ впервые вышла публикация с историей вербовки Виталия Макарова, что снизило «вербовочный натиск» западных спецслужб, а Джон Скарлетт досрочно уехал из России в декабре 1994 года.
Больше информации по этой теме в материале Еженедельника "Звезда"
#история #ссср #разведка #шпионаж #перестройка #цру #геополитика