На днях прочитала повесть Владимира Кунина «Интердевочка», по которой и был снят одноименный фильм 1989 года. От первоисточника всегда ждешь чего-то большего. Но в этот раз книга меня совсем не впечатлила.
Чем же отличается сюжет повести от фильма?
750 долларов Таня Зайцева все же «отрабатывает» по-полной
Чудеса случаются! В фильме необходимые 750 долларов для отца Таня Зайцева получает всего за одну ночь от своего бывшего клиента-японца. Он спокойно дает ей крупную сумму и даже не просит ничего взамен. Однако Таня не может взять деньги просто так – поэтому проводит с японцем ночь. Всего одну.
В повести Таня честно отрабатывает эти 750 долларов у того же японца. И только на пятый день героиня получает необходимую сумму. Не много ли страданий автор посылает своей героине?
Киношный вариант мне нравится больше. В нем подчеркивается незаурядность героини: ведь японец буквально бредит Таней и называет лучшей женщиной, которую он встречал.
Отношения Тани и Эдика
В фильме Таню позиционируют как плохую хозяйку и жену. Она не бывает дома, а досуг свой проводит либо в компании Вити-дальнобойщика, либо в баре с бокалом алкоголя. Их отношения и поведение Тани вызывают бурю эмоций: ведь героиня сама мечтала о такой жизни, а когда добилась ее, почему-то не ничего ценит и хочет обратно на Родину. Здесь Таня одновременно и раздражает, и вызывает сочувствие.
В повести автор Таню преподносит как нормальную жену и хозяйку, которая и наводит порядок в доме, и даже пироги с капустой печет! Тоска по СССР и по матери тоже присутствует, но она показана не так ярко, как в фильме. Оттого-то и не возникает желания посочувствовать героине.
Леля
В фильме скромница Леля становится интердевочкой постепенно, что усиливает интригу. Сначала мы видим ее горящие глаза, когда она примеряет шубу. Затем она предстает осмелевшей девушкой с фиолетовых лосинах. В конце Леля – уже настоящая труженица древнейшего ремесла.
В повести читатель только в финале узнает о том, что Леля стала интердевочкой. Этим-то и заканчивается книга: девушка смело входит в ресторан, и Кисуля с Симой с восхищением и не без зависти смотрят на свою новую коллегу.
Мама Тани Зайцевой
В фильме все соседи узнают о том, что дочь Аллы Сергеевны – путана. И мальчишки, ученики Аллы Сергеевны, вешают ей на дверь оскорбительную записку: «Здесь живет мать прости..тки».
Это ее добивает. И без того сложная жизнь бедной женщины заканчивается трагично: она задыхается от пущенного ею же газа от духовки. От этого история становится еще трагичнее.
В повести последние годы жизни не так печальны. Единственной отдушиной Аллы Сергеевной после уезда дочери становится тот самый мальчишка-хулиган Юра Козлов, который в фильме вешает ей на дверь обидное послание.
Парень покупает ей продукты, помогает по дому и очень переживает за ее подорванное здоровье. И именно этот хулиган и пытается спасти Аллу Сергеевну от удушья газом. В фильме же спасательной операцией занимается Леля. И тут не совсем понятно: с чего это хулиган начал помогать своей учительнице?
Повесть Владимира Кунина не вызвала у меня никаких эмоций. Драматизма, который присутствует в фильме, мне явно не хватило. А вот написанный автором сценарий и сама картина – намного сильнее, логичнее и трагичнее!
Кстати, сам Владимир Кунин посчитал фильм слишком слащавым и затянутым. И какое же было его удивление, когда картина прогремела с невероятным успехом в прокате. Все же не всегда первоисточник бывает лучше!