Вы ведь все смотрели фильм «Максимальное ускорение» 1986-го года, правда? Ну тот, где огромные фуры под предводительством грузовика с мордой гоблина спереди размазывали и терроризировали людей. Фильм интересный, приключения захватывающие, а для 1986-го года бюджет в 10 миллионов долларов обеспечил очень даже неплохие спецэффекты и прочее.
Картина была снята по мотивам рассказа 1973-го года под названием «Грузовики». Рассказ по-настоящему яркий и для Кинга, так любящего оживлять технику, всё же достаточно специфичный. Почему? объясню. Для дяди Стивена типично, когда техника подпитывается энергией от демона, который в нее вселился. Здесь же, из-за того, что техника ожила из-за пролетавшей над Землей кометы, грузовикам требуется солярка. Ну а поскольку ручек у живой техники нет, исчадиям механического ада нужны рабы. Люди.
И хотя фильм оглушительно провалился в американском прокате, номинировался сразу на две «Золотые малины», в Советском Союзе в эпоху видеосалонов он получил чуть ли не культовый статус.
Как раз в контексте того, что Стивен Кинг частенько оживлял технику в своих произведениях, практически все не обратили внимания на то, что ровно за двадцать лет до короля ужасов, изобретатель от фантастики Айзек Азимов уже написал свою «Салли».
В рассказе Салли – это роботизированный автомобиль. Обитает на специализированной ферме среди таких же авто, за которыми ухаживает Джейк Фолкерс. Мужик вкладывает в них душу, и получается так, что машины отвечают ему взаимностью.
Однако происходит инцидент с Реймондом Гелхорном и его бандой, которые хотят разобрать автомобили на запчасти, извлечь искуственный интеллект-двигатель и прочие вкусняшки. Самым варварским способом, естественно.
Собственно, с этого и начинается уже терминаторская часть. Машины дают отпор. Оказывается, и за пределами фермы зреют бунтарские настроения, и для начала революции против мясных угнетателей, нужны была только искра.
Если вы задаетесь вопросом, почему в абсолютном большинстве литературных и кинематографических произведений осознающие собственную разумность машины начинают бунт против человечества, просто оглянитесь вокруг. Да, на акцию Блэк Лайвз Мэттэ и прочих, как им кажется, ущемленных.
По сути своей, Салли в рассказе – этакий механический Джанго освобожденный, который начинает мстить своим нерадивым хозяевам.
А если взглянуть на рассказ с точки зрения окружающей действительности и принять его за некую аллегорию, то очень часто можно встретить, что не вещи служат человеку, а человек – вещам. И на данном этапе отбросить в сторону технологические костыли для того, чтобы передвигаться на собственных ногах, человечество уже не может.
И если у Кинга история с грузовиками оканчивается вполне себе счастливо, когда герои уплывают на остров без машин, а спустя некоторое время советский метеорологический спутник сбивает комету – которая и не комета вовсе, а инопланетный корабль – поскольку по счастливой случайности был оборудован ракетами с ядерными боеголовками и боевыми лазерами, после чего машины вновь становятся бездушными кусками металла, то у Азимова все совсем не так.
У него главный герой осознает, что дни человечества сочтены, поделать он с этим ничего не может, поэтому просто ждет. И безнадега полнейшая и беспросветная. И Джона Коннора в финале рассказа не предусмотрено…
А вы читали «Салли»? Как вам вообще Азимов в короткой форме?
Количество прочитанных произведений автора: 90
Средняя оценка прочитанных произведений (макс. - 10) : 6,94
Место среди всех прочитанных авторов в личном топе: 5
Понравилась статья? Тогда отправляй свой человеческий ДОНАТ (значок с сердечком и ладошкой в конце каждой статьи, ПРЯМО ПОД ЭТИМ АБЗАЦЕМ) и подписывайся на канал – да, это междусобойчик для любителей фантастики и фэнтези, но у меня здесь море интересного, а будет еще больше. Обнял-приподнял.