Красный цвет окружал человека еще на заре истории. Этот цвет означал одновременно и опасность, и жизнь: следы присутствия хищных животных, пожары, тепло и еду. С развитием цивилизации красный плотно вошел в жизнь общества и в разные эпохи обретал разные значения. Полностью символизм цвета раскрывается в геральдике, одежде и даже в отдельных аспектах городского планирования (красные дорожные знаки, красный сигнал светофора).
Но еще ярче эволюцию цвета можно проследить в менее приземленных аспектах нашей жизни: языке, изобразительном искусстве и литературе.
В языке
Об огромной роли красного цвета в нашей жизни можно судить уже только по его популярности в пословицах и поговорках. В них прилагательное, номинально обозначающее цвет, может использоваться как в прямом, для описания человека с румянцем на щеках, так и в переносном значении.
Вот пара примеров. Выражение «красный как рак» используют применительно к людям. А «бумага не краснеет» ― к материальным носителям информации (газеты, книги, журналы, письма). Эта фраза, epistola non erubescit, появилась еще в письме-послании «К друзьям» древнеримского оратора Цицерона и буквально означает «бумага стерпит все». Но толкований у этого выражения может быть два:
● на письме можно смело выразить больше мыслей, чем словами;
● написанное на бумаге с большой долей вероятности может оказаться неправдой.
В некоторых языках прилагательные «красный» и «сильный» могут считаться синонимами. Так происходит в немецком. В выражении «dieser Mann ist rot dick» слово rot (красный) употребляется в значении sehr (очень). А во французском rouge (красный) иногда может заменять собой fort (сильный).
В русском языке прилагательное «красный» и производные от него другие части речи могут употребляться в значении «красивый». Чаще всего можно встретить такой вариант использования в пословицах и поговорках: «красна девица», «не место красит человека, а человек место», «не одежда красит человека, а добрые дела», «долг платежом красен».
В изобразительном искусстве
Красный стал одним из первых пигментов, который смог получить и использовать в наскальной живописи первобытный человек. Со временем палитра цветов расширилась, но и состояла она из вариаций этого же красного цвета: от бледно розового и желто-оранжевого до почти бурого и близкого к черному. Чуть позже стали появляться и другие цвета. Но вплоть до XVIII―XIX веков получение новых цветов в палитре оставалось рискованным делом: многие пигменты были токсичными. Например, вермильон ― искусственная киноварь. Ее получали после смешивания серы и ртути. Это был яркий красно-оранжевый цвет, но со временем он чернел под воздействием солнечных лучей.
В более позднем искусстве Средневековья, а также в XVI―XVII века красный можно было редко встретить на картинах. А если художник использовал его, то для расстановки акцентов на важных для сюжета элементах. Редко использовал красный цвет Рембрандт: он писал красным одежду на том человеке, к которому хотел привлечь внимание зрителя. На его «Ночном дозоре» по шарфу красного цвета можно найти ключевую фигуру картины ― бургомистра Амстердама и капитана мушкетеров Франса Баннинга Кока.
В позднем Средневековье красный ассоциировался с темными силами, злом и противоположностью Богу. Красным рисовали лицо Дьявола, шерсть и перья чудовищ. Художники раннего Нового времени относились к красному уже более лояльно. Среди них был Рафаэль, Карпаччо, Рубенс, Жорж де ла Тур и Ян ван Эйк.
В литературе
Если попросить человека вспомнить произведение с прилагательным «красный» в названии, скорее всего, он назовет «Красную шапочку».
Мы привыкли встречать эту сказку на книжных полках под авторством братьев Гримм или Шарля Перро. Однако за плечами у «Красной шапочки» может быть почти тысячелетняя история. Одну из ранних версий сочинил учитель церковной школы Эгберт, живший в конце IX или начале X века. Под его авторством главной героине в лесу угрожали голодные волчата, но от них девочку защитило платье из красной шерсти, которое ей подарил отец.
Менялся не только сюжет, но и предмет одежды, который был красного цвета. Под словом chaperon в разные века мог пониматься как капюшон с воротником, так и накидка или капор с мягкими полями. А почему головной убор был красным? Ответов на этот вопрос может быть минимум три:
● дети носили шапки ярких цветов, чтобы родителям было проще их увидеть;
● красный цвет шапочки в сказке означал тревогу, опасность и трагический финал;
● девочка надела шапку красного цвета, потому что в тот день был праздник (в ранних версиях она пошла в гости к бабушке на Троицу, христианский праздник) ― крестьяне по праздникам надевали одежду красного цвета.
В рыцарских романах Средневековья красный использовали при описании лица девушек и женщин. У них обязательно должны были быть светлые белые волосы, бледная кожа, румяные щеки и розовые губы. У благородных, по мнению литературы этого времени, девушек губы могли быть окрашены помадой, но не всех оттенков. Нежные розовые тона ассоциировались с невинностью, яркие красные и лиловые ― с вульгарностью и непристойностью.
А что значит красный для TECE?
Красным цветом обозначены самые важные продукты TECE ― инсталляционные модули. В красном цвете оформлен и наш фирменный ключ для закручивания угловых соединений. Этот цвет привлекает внимание, поднимает настроение и намекает, что все будет хорошо.