Найти тему
ИНТЕРСЕТ

Крымская Лавра: прошлое и настоящее Свято-Успенского монастыря в Бахчисарае

Оглавление

Мы направляемся на восточную окраину Бахчисарая в урочище Мариам-Дере (ущелье Марии), чтобы познакомиться с очередным знаковым местом Крыма - Свято-Успенским мужским монастырем.

вход на территорию Успенского монастыря
вход на территорию Успенского монастыря

В 70-х годах XIX века в путеводителях можно было встретить следующее:

"Успенский Бахчисарайский скит занимает одно из первых мест среди разных достопримечательностей Крыма. Он заслуживает внимания и как святыня и как оригинальный, в высшей степени привлекательный уголок. - Как святыня, Успенский скит есть памятник христианства в Крыму, воздвигнутый в тяжелую годину гонений, в самом центре магоментанского поселения, и отстоявший дело православия после пятивековой почти борьбы с исламом. - Как местность, скит интересен своими постройками, раскинутыми на уступах скал, террасы которых, благодаря трудолюбию монашествующей братии, обратились в сады..."

Тут же (в путеводителе) приводился и рисунок крымской достопримечательности,

Успенский скит в конце XIX века
Успенский скит в конце XIX века

при этом уточняется, что все это было сделано за последние 20 лет. Что же было до этого? Для ответа на данный вопрос нам придется совершить небольшой экскурс в историю.

История создания обители.

В принципе, христианство в Крыму начало распространяться с I-ого века -

"со времени посещения Херсона святым Апостолом Андреем Первозванным, проходившим через Крым из Синопа на Север..."

Сначала, благодаря грекам, которые массово заселялись вдоль побережья Крыма, христианство распространялось исключительно в "прибрежной" зоне, а, впоследствии, в связи с тем, что язычество не оказывало сильного сопротивления, христианство начало "перебираться" и внутрь полуострова. Однако, к XV веку ситуация в Крыму кардинально изменилась: произошло окончательное формирование крымскотатарского этноса, в результате чего появилось Крымское ханство. Началось наступление на христианскую религию, последователям которой пришлось уйти в горы и укрываться в пещерах (благо их на территории Крыма предостаточно). Что же касается Успенского скита, то существует несколько легенд о его происхождении.

Первая из них гласит:

"был некогда в оных каменных горах змий великий, людей и скоты пожирающий, и того ради от места того избежавши, пусто оставивша. Но яко там в оное время жили еще греки и генуезцы молящаяся Пресвятыя Богородицы, дабы их от онаго змия освободила, и тако единаго времени в нощи узреша в горе той свещу горящу, идеже не могущи крутыя ради и острыя горы взыти, вытесавши ступени из камни и придоша тамо, идеже свеща горяща, и обретоша образ Пресвятыя Богородицы и свещу пред ним горящу; тамо же близко того образа и змия онаго обретоша мертва разседшая. И тако радостне бывше воздаша велие благодарение Богоматери, избавившей их от таково зла онаго: его же изсекши в части сожгоша огнем. И от того времени жители начавша ходити тамо молиться Пресвятой Богородице..."

Вторая легенда более простая и даже, скажем так, типичная - в одной из пещер пастухом был случайно найден образ Богородицы. Он принес его в селение, но на следующее утро икона снова оказалась в пещере. После нескольких таких перемещений, которые все равно завершались возвращением иконы на исходное место было принято решение обустроить в пещере храм для богослужения, ну а поскольку явление иконы произошло 15 августа, то и скит назвали Успенским.

-3

Так в XV веке (по одной из общепринятых версий) на окраине современного Бахчисарая в скале, у подножия которого некогда располагалось греческое поселение Марианополь (Марьино) , и появился христианская святыня, которую ныне именуют "Крымской Лаврой".

Примечание: некоторые историки считают, что монастырь был основан не позднее VIII века византийскими монахами, но документальные подтверждения этой версии пока отсутствуют.

Правда, уже в начале XVI века Бахчисарай становится столицей Крымского ханства и Успенский скит оказался в самом центре мусульманского мира Крыма. Несмотря на это, на протяжении еще нескольких веков (вплоть до 1778 г.) скит

"оставался главным оплотом религиозной жизни православного населения Крыма."

Казалось бы, проще простого было разобраться с "иноверцами" у себя под боком, но татары не спешили принимать каких-то радикальных мер. Во-первых, Успенский скит являлся для них постоянным источником доходов. Они обложили его данью, которую исправно получали, т.к. московские цари в то время оказывали "посильную" помощь монастырю. Во-вторых, иногда и сами крымские ханы выступали в роли покровителей обители:

"Некогда-же и хан Крымский, именем Ачигирей, воюющи противу супостат своих, просил помощи от пресвятой Богородицы, обещающий ей знаменитое приношение и честь образу ея воздати, и тако творяще: егдабо откуда с корыстию и победою возвращащеся, тогда избрав коня или двух, елико наилучших, продавше, и накупивши воску и свеч соделавши, поставлявше тамо через целый год, еже и наследники его, Крымские ханы, многажды творяху."

В 1778 г. греки, населявшие Бахчисарай и окрестности, "спасаясь от преследования мусульман" были переселены Потемкиным на север - на берег Азовского моря, где они и основали город Мариуполь. Уходя они забрали с собой и знаменитую икону Божией Матери. С этого момента Успенский монастырь стал приходить в упадок и вскоре превратился в обыденную приходскую церковь.

Возрождение обители началось в 1850 г. под руководством архиепископа Иннокентия и при активной поддержке государства. К началу XX века монастырь выглядел уже следующим образом.

Успенский скит в начале XX века
Успенский скит в начале XX века

А вот так уже рассказывается о монастыре в путеводителе 30-х годов прошлого века:

"В усадьбу бывшего Успенского монастыря, ныне колонию для призреваемых имени тов. Артема - вход через широкие ворота. Дорога идет по аллее из каштановых деревьев и приводит к зданию бывшей гостиницы, где размещаются инвалиды. Монастырские постройки лепятся с правой стороны у отвесной скалы, многие кельи и одна из церквей высечены в скалах. В настоящее время все церкви закрыты и некоторые разбираются. Намного выше дома, где раньше жил игумен, тропинка приводит к высеченной в отвесной скале лестнице, ведущей на верх той скалы, в которой вырублены пещеры. Отсюда открывается живописный вид на ущелье Майрем-даре, где находится колония, на Бахчисарай и Чуфут-Кале. Вокруг колонии - большой старинный сад (около 40 га) с вековыми конскими и каштанами и грецкими орехами..."

В 1993 г. Успенский монастырь был возвращен церкви, после чего начался новый этап в возрождении обители.

Успенский монастырь в наши дни

Итак, мы входим на территорию обители,

-5

которая сегодня значительно расширилась по сравнению с дореволюционным периодом, в том числе и за счет так называемой "георгиевской" части, располагающейся на противоположной (левой по ходу нашего движения) стороне ущелья Марии.

Вид на георгиевскую часть монастыря
Вид на георгиевскую часть монастыря

Там мы видим храм Георгия Победоносца, многоярусную колокольню и ряд монастырских строений. Все эти сооружения были построены после 2015 г.

Однако на этом освоение "левобережья" не заканчивается: у основания скал и в самих скалах сегодня полным ходом идут масштабные строительные работы.

Ну а мы тем временем приближаемся к исторической части "Крымской Лавры"

-9

и вскоре оказываемся на главной монастырской площади

-10

возле святого источника.

-11

По одну сторону от источника находится Гефсиманский сад (точнее то, что от него осталось)

и фонтан с ангелом (раньше он был в саду);

Фонтан с ангелом
Фонтан с ангелом

а с другой стороны - "гамлетовская" лестница (здесь в 1964 г. снимался фильм "Гамлет" с Иннокентием Смоктуновским в главной роли). По ней мы вслед за принцем датским

Кадр из фильма "Гамлет" 1964 г.
Кадр из фильма "Гамлет" 1964 г.

поднимаемся к главной святыне монастыря.

-15

Проследовав вдоль иконы святителя Игнатия Мариупольского и мемориальной стены

-16

(в нишах которой, за барельефными изображениями святых мест, находятся капсулы с землей, доставленной оттуда паломниками)

-17

и миновав колокольню Успенского монастыря (его старой части)

-18

мы оказываемся на площадке, с которой открывается вид на древнюю часть обители,

-19

в том числе и на главную его достопримечательность - Успенский пещерный храм (в свое время его посетили все русские императоры и члены их семей, начиная от Александра I и завершая Николаем II).

Успенский пещерный храм
Успенский пещерный храм

С противоположной стороны (на уровень ниже) располагается пещерная церковь Марка Евангелиста, построенная в 1879 г.

-21

С площадки между двумя храмами хорошо просматривается

-22

и церковь Константина и Елены. Это уже восстановленный в 2000-х годах вариант храма. Оригинал, построенный в 1857 г. на средства дочери коллежского асессора Е.Д. Берковой был утрачен после 1917 г.

храм Константина и Елены
храм Константина и Елены

Пройдя мимо иконы святого Антония Великого (основателя отшельнического монашества)

-24

мы спускаемся вниз

-25

и вскоре оказываемся перед домом настоятеля и монашескими кельями.

Дом настоятеля и кельи монахов
Дом настоятеля и кельи монахов

Следуя далее, в юго-восточную часть обители, мы встречаем мемориальное кладбище (здесь захоронены воины павшие во время Крымской войны 1853-1856 гг. и во время Великой Отечественной войны),

Мемориальное кладбище
Мемориальное кладбище

различные монастырские строения

-28

и приусадебные участки...

-29

А вот и "пограничная стена",

-30

за воротами которой

-31

уже начинается светская жизнь...

Источники информации:

1. Журнал "НИВА" №26 1872 г.

2. Новооткрытый Успенский Бахчисарайский скит. 1852 г.

3. Крым. Путеводитель, 1932 г.