Очередная компания из портфеля "Ральфа" "5х15" настолько на слуху, что, кажется, ее историю знают все. О Facebook снят фильм, написано несколько биографических книг, а компании в то же самое время на днях стукнет только 18 лет. Facebook собирает данные и самую разнообразную статистику о нас (или нет?) – теперь пришла наша очередь собирать данные о нем!
Количество активных пользователей Facebook насчитывает 2,9 млрд человек. Это как Китай и Индия вместе взятые! Если в 2009 году Facebook мог стать пятой «страной» по численности после Китая, Индии США и Индонезии, что уже довольно удивительно, то теперь он обгоняет весь мир. При этом в компании работают 60 000 человек, их средний возраст 26 лет. Как говорится, Facebook – дело молодых.
Только половина пользователей Facebook говорит на английском языке. Что компания вполне поддерживает: интерфейс соцсети доступен на 100 языках мира. Кстати, неплохой способ потренировать иностранный язык! Главное, не запутаться в многочисленных настройках, в которых порой и на родном не разобраться. Лидеры по количеству пользователей – Индия, США и Индонезия, России в топ-20 нет. Впрочем, у нас негласно считается, что это соцсеть московской тусовки, а народ пользуется WhatsApp или Инстаграмом. Или ВК? Или Тиктоком? Или все в телеге? Нет ответа.
За 18 лет существования Facebook ни разу не поменял цвет интерфейса: менялось название (до этого был The Facebook), написание (с заглавной F на строчную), появлялись новые сервисы, в конце концов, метавселенная грядет, а голубой цвет на месте. Говорят, это из-за дальтонизма Марка Цукерберга: он не очень хорошо различает красный и зеленый тона, но с восприятием синего проблем нет. Наконец, благородный цвет, что уж там, у многих компаний он в почете.
По данным сервиса Statista, на конец 2021 года Facebook занимал второе место в рейтинге популярных мессенджеров по количеству пользователей после WhatsApp. За ним следуют китайские WeChat и QQ и наш Telegram. Последний, помнится, в свое время полюбили за возможность создания секретных чатов. И в Facebook они тоже есть!
А что с ESG? С одной стороны, компания многое делает для уменьшения экологической нагрузки, а именно для повышения энергоэффективности своих дата-центров. Агентство MSCI называет Facebook лидером в снижении углеродных выбросов. Например, дата-центры в Швеции и штате Айова полностью работают на возобновляемых источниках энергии – на гидроэлектричестве и ветре, соответственно. Кроме того, Facebook разрабатывает новые системы охлаждения своих ЦОДов, берет обязательства по восстановлению водных ресурсов, которые расходуются на все то же охлаждение. А как вы думали, наши фоточки и посты о продуктивности не так уж полезны для климата!
Но если с экологией все более-менее хорошо, то с S и G у Facebook проблемы. Особенно после скандала по поводу обращения с личными данными пользователей и использования этой информации. MSCI дает категорию B (для сравнения: у «Яндекса» - BB, а у Microsoft – AAA). Но несмотря на это, инвесткомпании продолжают включать Facebook в свои ESG фонды. Ведь помимо этической составляющей, у компаний в фонде должен быть хороший performance, иначе в него никто не будет инвестировать. Посмотрим, удастся ли Facebook перестроить не только дата-центры, но и работу с их содержимым - данными пользователей.