Трагические события в первой декаде января в Казахстане подвели черту между тем, чем жила страна до пережитого, и тем, что ждет нас впереди. Эксперты ожидают реформы во всех отраслях жизнеобеспечения. О том, какие изменения ждут телекоммуникации, мы поговорили с заместителем председателя правления АО «Q Telecom» Олжасом Мусапарбековым.
- Во-первых, хочу выразить соболезнования семьям, потерявшим родных и близких. В те дни пострадали ни в чем неповинные люди, дети, прохожие, работники предприятий, которые оказались территориально под основным ударом.
Серьезные убытки от действий мародеров понес малый и средний бизнес. Офисы нескольких наших клиентов были разграблены.
После случившегося многие пострадавшие компании столкнулись с тем, что вместе с украденным или сожженным оборудованием была навсегда утеряна важная информация: базы данных, софты, документы. Сегодня компании задумались об удаленном хранении данных. Концепция «все мое при мне» уже неактуальна и рискованна. Отрасль телеком как никогда нуждается в облачных решениях.
Потерпевшие ущерб клиенты обращаются к нам с новыми запросами: на размещение их серверов на площадках операторов в ЦОДах (центры обработки данных), на услуги облачного хранения.
- Насколько безопасно хранение в «облаке»?
- Риски есть везде, но они здесь минимальные, хранение информации в офисе на собственном оборудовании намного рискованней, особенно после случившегося в Алматы, например.
ЦОДы – это хорошо укрепленная, защищенная площадка хранения данных. Кроме этого, ЦОДы имеют резервное копирование. Они идеально подходят для удаленного облачного хранения информации малому и среднему бизнесам.
Да, крупные компании могут позволить себе обзавестись собственным ЦОДом, но компаниям поменьше это не по карману. Такие предприятия хранят чаще всего всю информацию в своих офисах на собственном оборудовании на свой страх и риск.
Мы все пользуемся смартфонами, и многие из нас, те, кто терял телефон и не раз, научились пользоваться резервным копированием. Без этого сейчас никак. Иначе со смартфоном будут утеряны контакты и другая важная информация. Мое мнение, для каждого потребителя должно стать нормой хранение информации в облаке. В особенности это касается компаний. А от подхода хранить информацию на своих компьютерах, серверах, дисках надо отходить. И сейчас уже есть все предпосылки к изменениям в этом направлении.
Стоимость оборудования растет регулярно, отчасти из-за курсовой разницы. Цена за сервер начинается от полумиллиона тенге. В то время как облачные услуги, наоборот, дешевеют с каждым годом. Растет потребность, появляются новые игроки на рынке, открываются новые ЦОДы в стране.
- В чем отличие казахстанских облачных сервисов от зарубежных, о безопасности хранения данных, о важности оцифровывания и других новых тенденциях телеком-рынка в продолжение материала.
- А что с зарубежными облачными сервисами, такими как Amazon?
- Да, международные компании и некоторые предприятия в Казахстане выбирают облачные сервисы европейских или американских операторов в силу большего им доверия. Но вот это доверие и ставят во главу угла при выборе такого рода облачных компаний. Так как второй важный фактор при выборе облачного оператора – это скорость задержки информации. По этому критерию иностранцы проигрывают казахстанским облачным сервисам. Скорость задержки внутри республики – до 3 миллисекунд, для зарубежных сервисов – 10-15 миллисекунд.
Кроме того, клиентам важно иметь часовой и территориальный доступ к серверам, досягаемость. Часто выбирают ЦОДы в своем городе, чтобы специалисты могли в течение короткого времени добраться до своих серверов, отключить или перезагрузить их.
Сейчас ЦОДы практически в каждой области. Они различаются по классам. Те, что классом выше содержатся в бункерах, хорошо укреплены, и, к примеру, защищены даже от прямого попадания снарядов. Хранение в таких ЦОДах дороже.
Самое главное с точки зрения клиента – это получить высокоскоростной канал, и переправлять данные в «облако» с минимальными задержками, иногда клиент даже не задумывается, где физически находится сервер облачного хранения. Зато информация хранится не в офисе, не в компьютере, и он спит спокойно.
- Мы думаем, что у компаний вызывает вопросы безопасность хранения данных в «облаке»?
- К безопасности и в целом к облачным сервисам требования очень высокие. К ним обращаются ведь банки и международные компании. Такого рода организации решают вопрос безопасности, арендуя или прокладывая сеть IP VPN от внутренних хранилищ до ЦОДов. Недешевое удовольствие, но риски утечки данных сводятся к нулю.
В то же время сами ЦОДы озабочены собственной безопасностью не меньше. Этими вопросами занимается сертифицированный специально обученный персонал, ЦОДы имеют лицензионные программы по защите от различных хакерских атак, на регулярной основе в реживе лайв ведется резервное копирование. Все эти меры снижают риски утери информации, и делают хранение данных в ЦОД во много раз надежнее хранения в офисе.
- Да, если вся информация в электронном виде.
- Да, об этом еще один вывод, который мы должны сделать после событий. В те дни ведь пострадали в первую очередь государственные объекты. Вот в соседней республике после аналогичных событий были разрушены здания акиматов и уничтожены важные документы, которые хранились не то, что в оцифрованном виде на серверах, они были и вовсе на бумаге. И теперь до сих пор ведутся споры о том, кому какая земля принадлежит.
У нас тоже полно компаний, архивы которых до сих пор не оцифрованы. И они имеют высокий риск потерять эти архивы навсегда.
- Какие еще изменения вы ожидаете?
- Вместе с облачными технологиями вырастет спрос на канал IP VPN. Опять же сначала случилось неожиданное – мы столкнулись с отключением Интернета по всей стране. В то время как бизнес-процессы многих компаний сегодня завязаны на виртуальной сети. После пандемии особенно возросла роль удаленного доступа в работе. И тут отключают Интернет. При таком раскладе выходом для многих компаний стала сеть IP VPN. Это виртуальная защищенная сеть, у которой нет выхода в Интернет и нет доступа к DNS-серверам.
Предприятия приходят к решению, что строить рабочую сеть только на Интернете нельзя, потому что его могут отключить.
В то время как сеть IP VPN продолжает функционировать даже при отсутствующем Интернете. Банки пользуются в принципе только такой сетью, и поэтому банкоматы продолжали работать без Интернета по сетям IP VPN.
С помощью IP VPN в чрезвычайных ситуациях компании могут удаленно переносить свои базы данных из серверов в одном городе, на свои серверы в других городах, или офисах, допустим.
Следующий тренд, который я ожидаю – это видеонаблюдение с онлайн-передачей данных в режиме реального времени. Как мы знаем, в Алматы и других городах пострадало очень много торговых точек, магазинов, ресторанов и офисов частных компаний. Многие утеряли записи с камер видеонаблюдения, так как данные часто хранились в том же офисе, и с пожаром или грабежом уничтожались ценные улики в виде записей с камер. Решением для таких случаев станет видеонаблюдение с онлайн-передачей данных. Так как мы столкнулись еще и с обесточиванием, будут популярны видеокамеры с автономным зарядом.
Удаленный доступ и все вопросы, которые с этим связаны – это следующее, что будет актуально для отрасли в ближайшее время. В Европе сейчас серьезно взялись за решение проблемы удаленной идентификации пользователя. С переходом на «дистанционку» многие компании столкнулись с угрозой утечки информации, из-за того, что невозможно определить, кто на той стороне провода – твой сотрудник или другой человек, а может подключившийся к сети хакер.
Итак, я думаю, что облачные хранения, IP VPN, безопасный удаленный доступ и онлайн видеонаблюдение – это то, что изменит нашу отрасль и нашу жизнь в ближайшем будущем.
Беседовала редактор телеграм-канала @qchannel.kz Динара Бекова.