Конфликты в школе, как и в любом сообществе, возможны.
Важно научиться решать их мирным путем. В этом и помогает медиация - способ урегулирования споров при содействии третьей, независимой, стороны – медиатора. Это человек, к которому обращаются спорящие, и он помогает им найти решение конфликта, приемлемое для всех. Цель медиации заключается в поиске выхода из ситуации, а не в поиске виноватых.
По данным, озвученным на Всероссийском совещании школьных служб медиации и примирения – 2020, в стране создано в общей сложности более 25 тысяч служб школьной медиации и примирения, большинство из которых работают в образовательных организациях. В этих службах задействовано порядка 80 тысяч специалистов.
Однако, помимо взрослых медиаторов – учителей, психологов - во многих школах наряду со взрослыми медиаторами выступают подростки, прошедшие специальный курс обучения. И это отличное решение, потому часто школьникам проще обратиться за помощью к сверстникам.
- Медиация по принципу «равный – равному» имеет неоспоримые преимущества, - считает психолог, специалист по детской безопасности, директор АНО «Территория безопасности» Анастасия Беренова. - Медиаторы-школьники могут лучше понять суть проблем и переживаний своих ровесников поскольку они принадлежат к одной возрастной группе и субкультуре. Во-вторых, между ровесниками нет отношений начальник – подчиненный, они равны по статусу. В-третьих, участие медиатора – ровесника позволяет сделать медиацию понятной и приемлемой для всех сторон конфликта.
Беренова считает, что в некоторых случаях школьники охотнее обратятся к медиатору-ровеснику еще и потому, что имеют негативный опыт взаимодействия со взрослыми или просто нуждаются в дружеской поддержке.
Конечно, есть ситуации, когда вмешательство подростка-медиатора не только не принесет пользы, но и может усугубить конфликт.
- Медиация с участием медиатора-ровесника возможна, только в ситуации, когда есть равенство сторон и общий объект конфликта, - говорит Анастасия Беренова. - Но, если один явно обидел другого, началась травля, преследование, непроизвольное насилие, агрессия. Когда эпизоды травли происходили неоднократно, медиация уже не поможет. Здесь нужно привлекать взрослых и разбираться именно с травлей.
Когда ситуация не такая тяжелая, участие школьника – медиатора, вооруженного специальными знаниями, помогает эффективно разрешить конфликт.
- В процессе медиации каждый участник может рассчитывать на то, что будет выслушан, услышан, его постараются понять, он сможет высказать свою позицию и видение ситуации, - рассказывает Вероника Угримцева, психолог одной из екатеринбургских школ. - Также каждому участнику должна быть предоставлена возможность предложить свою альтернативу разрешения конфликта.
Угримцева выделяет следующие принципы эффективной медиации: нейтральность, непредвзятость и безоценочность; равноправие всех участников конфликта; конфиденциальность; добровольность; ответственность всех сторон за принятое решение, а также доброжелательность.
- Доверие, взаимоуважение и безопасность – вот обязательные условия хорошей медиации, - говорит школьный психолог. – Только в такой ситуации рождается решение спора, конфликта, которое все стороны, скорее всего, будут придерживаться, ведь они непосредственно участвовали в его создании.
Подростки – медиаторы в процессе обучения осваивают комплекс навыков, позволяющих создавать атмосферу доверия и эмпатии между участниками конфликта, ведь только в таких условиях конфликты решаются эффективно, с учетом интересов всех сторон.
- Ребята осваивают навыки активного слушания, - поясняет Анастасия Беренова. - Это прием общения, когда собеседник проявляет интерес к тому, что рассказывают все участники беседы. Медиатор транслирует сторонам своими действиями, что он не просто его слушает, а он заинтересован в получении информации. Медиатор поддерживает глазами контакт со стороной, кивает, записывает важные моменты речи стороны, задает уточняющие вопросы.
Кроме этого, по словам Береновой, школьники тренируют умение задавать собеседникам открытые вопросы, которые позволяют человеку порассуждать, на них невозможно ответить односложно. Такие вопросы могут начинаться со слов почему? Зачем? Как ты считаешь? И так далее…
- Медиатору важно уметь передавать свои мысли и чувства, выражать свое отношение к ситуации через «я» - высказывание, - добавляет Вероника Угримцева. – А также использовать в своей речи перефраз - это прием, который позволяет всем сторонам убедиться, что вся сказанная ими информация услышана, а медиатор правильно понял ситуацию и верно интерпретировал слова собеседников. Все эти умения пригодятся школьникам не только для помощи в разрешении конфликтов своим ровесникам, но и вообще в жизни. Они позволяют каждому подростку реализовать себя с положительной стороны, разглядеть в себе самом и продемонстрировать окружающим способность быть полезным другим.