Для запуска своего дела мало придумать бизнес-идею, нужны крупные инвестиции. А еще, в зависимости от направления деятельности, необходимо найти помещение, купить оборудование, подобрать персонал. Не проще ли начать бизнес по франшизе?
Как это работает
Крупные предприятия для масштабирования не только открывают новые представительства, но и предлагают предпринимателям вести бизнес под их именем. В упрощенном виде франшиза – это аренда бренда на определенных условиях. Компания дает компаньону не только имя, но и предоставляет:
- концепцию бизнеса;
- материалы для оформления помещения в едином дизайне бренда;
- специфическое оборудование;
- ИТ-решения;
- обучение сотрудников.
По условиям контракта франчайзер может обеспечивать расходными материалами, внедрением системы учета, информационной поддержкой и пр. За это франчайзи платит паушальный взнос. Но юридически его бизнес работает как самостоятельная компания. В дальнейшем бизнесмен выплачивает роялти, то есть отдает оговоренный процент от прибыли.
Плюсы и минусы
Такая модель ведения бизнеса имеет ряд достоинств:
- Первоначальные инвестиции в разы меньше, чем в открытие фирмы под свою идею.
- Компания получает готовую концепцию, уникальные технологии, специфическое оборудование.
- На всех этапах можно получить информационную поддержку, консультации профильных специалистов, так как франчайзер заинтересован в получении прибыли.
В то же время франчайзи:
- отдает часть прибыли;
- не может развивать свой бренд;
- обязан поддерживать единый дизайн, в некоторых случаях учет.
Возникают сложности и с масштабированием бизнеса. Чтобы открыть вторую, третью точку, чаще всего нужно снова покупать франшизу или оплачивать паушальный взнос.
Примеры успешного бизнеса в России
Если за показатель востребованности концепции брать количество точек в сети, то в топе по итогам работы в 2021 году находятся популярные франшизы:
- Boxberry – служба доставки. В сеть входит 42 собственные и 4 125 франчайзинговые точки.
- Lifehacker Coffee – кофейни самообслуживания. Открыто 3 143 франшиз за год работы. Запущена в 2020 году.
- Ozon – пункты выдачи заказов. С 2019 года заключено 2 218 договоров с франчайзи.
- Фасоль – продуктовые магазины современного формата, проект компании METRO. Открыто 1 700 партнерских точек.
- Гемотест – медицинские лаборатории. В России работает 680 собственных и 1 500 франчайзинговых отделений.
Можно по-разному оценивать ведение бизнеса по франшизе. Но практика показывает – количество предложений на рынке растет, что подтверждает востребованность формата. Для начинающих предпринимателей это прекрасная возможность начать свое дело с минимальными вложениями под патронажем опытных бизнесменов.
Как создать, продвигать и продавать свою франшизу? Пошаговая инструкция, необходимые документы и условия в статье на Банкирофф.ру.