Они были первыми
Форд против Феррари
История автомобильных гонок знает немало противостояний как между отдельными гонщиками, так и между владельцами целых команд. Одно из них было экранизировано в спортивной драме «Ford против Ferrari», где роль гонщика Кена Майлза блестяще сыграл голливудский актер Кристиан Бейл. Основой картины стали реальные события, произошедшие полвека назад в мире автоспорта.
Согласно голливудской версии, история противостояния гоночной команды Ford и аналогичной команды Ferrarі началась с грубого отказа Энцо Феррари продать свою компанию. Несмотря на то что итальянец действительно назвал менеджеров Ford «никчемными сыновьями *люх», которые управляют «большой уродливой фабрикой», производящей «большие уродливые автомобили» для «свиноголового босса», реальная история конфликта гораздо глубже и сложнее.
Янки и макаронники
Желание Генри Форда II участвовать в автомобильных гонках было продиктовано вовсе не предложением его генерального менеджера Ли Якокки. Хотя последний не разговорил боссу, что гоночные победы заставят молодежь ассоциировать автомобили Ford с быстрыми и динамичными машинами. О гонках Генри сам задумался еще в конце 1950-х, а реальные шаги компания стала предпринимать в начале 1960-х.
В 1964 году команда Ford впервые приняла участие во французских гонках на выживание в Ле-Мане. Тогда за рулем автомобиля Ford сидел британец Джон Паппи Вайер. Он проиграл, элементарно не доехав до финиша. А выиграли, как и почти всегда, пилоты команды Ferrari. Впрочем, Форд знал, что итальянский производитель, делавший самые красивые и быстрые автомобили, находится в шаге от банкротства. Как классический капиталист, Генри решил купить компанию с ее технологиями и имиджем. На предложение американцев Энцо Феррари ответил уклончиво. Но и Форд не хотел покупать «кота в мешке». Только на аудит активов Ferrarі и юридические нюансы Форд потратил несколько миллионов долларов. Большую часть переговоров вел не Якокка (этнический итальянец), а его подчиненный — инженер-металлург Дон Фрей, чьи ноу-хау заставили Энцо проникнуться к нему уважением. Феррари уважительно называл представителя Форда Dottore Ingegnere («доктор инженер»).
Когда стороны вроде бы уже были близки к соглашению, Энцо поинтересовался - будет ли команда Ferrarі участвовать в гонках Индианаполис-500, если на них будут представлены автомобили Ford? Ответ был отрицательным — в компании Форда не считали правильным конкурировать между собой. Для Энцо такой ответ был не просто неприемлем, он вызвал в нем бешенство. Его детище могло пойти под откос только потому, что расчетливые янки что-то решили в своей голове. Из-за этого легендарный конструктор и разразился оскорбительной тирадой, подобной которой его подчиненные никогда не слышали ни до, ни после. Эти слова дошли до ушей Генри Форда, который сказал: «Хорошо, мы надерем ему задницу». Это звучит куда приличнее, чем в фильме: «Мы похороним этого макаронника!".
Впрочем, Феррари еще до финального объяснения с американцами знал, что не продаст им свою компанию. Еще раньше он состоял в отношениях с автогигантом Fiat. Обе компании считали себя носителями итальянских ценностей, а владелец Fiat Джованни Аньелли за несколько лет до предложения Форда платил Ferrarі субсидии за повышение престижа итальянских автомобилей. Разумеется, он и был главным претендентом на детище Энцо. Правда, того не устраивали цена, и американцев он использовал, чтобы поднять ее. В фильме эта сцена обыграна с помощью фотографа, срочно доставившего снимки с переговоров в лагерь Fiat. Слияние итальянских компаний произошло только в 1969-м, когда Ford уже не раз выиграл у Ferrarі в гонках.
Тэдди Чайный Пакет
Главный герой фильма, автогонщик Кен Майлз — действительно фигура историческая и легендарная. Достаточно сказать, что Майлз — член Зала славы автоспорта США. Его биография довольно необычна: родился Кен в 1918 году неподалеку от английского города Бирмингема. В 15 лет Майлз хотел сбежать в США, но неудачно — зайца ссадили с корабля. После чего парень устроился учеником автомеханика и участвовал в мотоциклетных гонках.
Все карты Майлзу спутала Вторая мировая война. Как механика, его призвали в танковые войска, в составе которых он участвовал в высадке в Нормандии в 1944 году. После войны Кен соревновался в автогонках в составе команд таких автомобилестроительных компаний, как Bugatti, Alfa Romeo и Alvis.
В 1952 году 34-летний Майлз, наконец, перебрался в США, где устроился менеджером по обслуживанию автомобилей Gough Industries. Но гоночное прошлое не отпускало его, и уже в 1953 году он одержал 14 побед подряд в гонках класса SССА на собственноручно переделанном автомобиле «Дженерал Моторс», который назвал Flying Shingle. Позднее Кен участвовал в гонках на автомобилях Porsche 550S. Благодаря таланту гонщика и механика в начале 1960-х Майлз стал ключевым пилотом гоночной команды Кэрролла Шелби. Кстати, тот тоже был классным гонщиком, но проблемы с сердцем вынудили его в 1960-м оставить гоночную карьеру. Именно Шелби первым пришел к генеральному менеджеру Ford Ли Якокке с предложением объединить усилия в гонке, а не наоборот, как показано в фильме.
Друзья описывали Майлза как проницательного парня с ярко выраженным английским акцентом и неправильным прикусом. За любовь к большой кружке чая в команде его прозвали Тэдди Чайный Пакет. Майлз стал главным пилотом в команде Шелби в гонках на спортивных автомобилях класса SССА, USRRC и FIA в период с 1962 по 1965 год. Неудивительно, что, когда Шелби и Форд стали строить совместную команду, Кэрролл рекомендовал именно Майлза в качестве главного пилота Ford. Кстати, Кен никогда не кидался ключом в Шелби и не дрался с ним из-за пререканий.
Однако руководитель гоночного направления Ford - менеджер Лео Биби - не хотел, чтобы команду возглавлял 45-летний гонщик. В картине показано, что Шелби хитростью закрыл Биби в своем кабинете, а сам катал на гоночном автомобиле Генри Форда. В конце поездки Шелби заключил пари с перепуганным миллиардером, что если Майлз выиграет гонку Дэйтоны, то станет главным пилотом Ford. Если нет — Шелби отдает свою компанию. В реальности Биби никогда не запирали в кабинете, а Шелби не ставил на кон весь свой бизнес. Ему удалось уговорить Генри Форда и без таких крайностей.
Трагедия гонщика
Свое первое участие в гонках Ле-Ман-24 компания Ford приняла в 1964 году на автомобиле GТ, созданном совместно с компанией Lolа. Однако из-за технических проблем с автомобилем все три гонщика команды досрочно вышли из гонки. Год спустя команда Ford, управляемая Кэрроллом Шелби, доработала автомобиль GТ40. Именно на нем в гонке Дэйтоны на 2000 километров Майлз взял первый приз. После чего ему была открыта дорога в Ле-Ман в качестве первого пилота.
Именно потому, отправляясь во Францию, американцы имели все основания на победу. Поэтому решение о том, что в случае успеха все три автомобиля Ford должны одновременно пересечь финиш, приняли еще до старта. И Кен Майлз знал об этом заблаговременно, а не перед финишем, как показано в фильме. В компании Ford логично решили, что такой финиш благоприятно скажется на более молодом гонщике Брюсе Макларене, в то время как время Майлза уже уходило.
И ветеран задал всем перцу: Кен установил несколько рекордов гонки и все же при одновременном финише трех автомобилей Ford оказался вторым. Причина банальна - при старте автомобиль Брюса Макларена стоял на 18 метров позади автомобиля Майлза, и, соответственно, он проехал за то же время на 18 метров больше. А значит, и быстрее. В итоге Брюс Макларен стал победителем, а Майлз всего лишь вторым.
К сожалению, спустя два месяца после гонки в Ле-Мане Кен Майлз трагически погиб, испытывая новый автомобиль Ford J-саr. Машина имела революционную, но не испытанную сотовую панель, которая должна была облегчить и укрепить автомобиль. На автодроме в калифорнийской пустыне автомобиль Майлза перевернулся на скорости 320 км/ч и раскололся на куски. Гонщика выбросило из салона, и от удара он мгновенно погиб.
После трагедии конструкция гоночных автомобилей Ford была серьезно доработана, что позволило команде побеждать на гонке в Ле-Мане еще три года подряд.