Найти в Дзене
Загадки истории

КУМИРЫ ХХ ВЕКА #1.3/Они были первыми/3.Форд против Феррари

Оглавление

Они были первыми

Форд против Феррари

История автомобильных гонок знает немало противостояний как между отдельными гонщика­ми, так и между владельцами це­лых команд. Одно из них было экранизировано в спортивной драме «Ford против Ferrari», где роль гонщика Кена Майлза бле­стяще сыграл голливудский ак­тер Кристиан Бейл. Основой кар­тины стали реальные события, произошедшие полвека назад в мире автоспорта.

Согласно голливудской версии, история противостояния гоноч­ной команды Ford и аналогичной команды Ferrarі началась с гру­бого отказа Энцо Феррари продать свою компанию. Несмотря на то что итальянец действительно назвал менеджеров Ford «никчемны­ми сыновьями *люх», которые управляют «большой уродливой фа­брикой», производящей «большие уродливые автомобили» для «сви­ноголового босса», реальная история конфликта гораздо глубже и сложнее.

Генри Форд II жаждал побед в автомобильных гонках. И был готов заплатить любую цену
Генри Форд II жаждал побед в автомобильных гонках. И был готов заплатить любую цену

Янки и макаронники

Желание Генри Форда II участвовать в автомобильных гонках было продиктовано вовсе не предложением его генерального ме­неджера Ли Якокки. Хотя последний не разговорил боссу, что го­ночные победы заставят молодежь ассоциировать автомобили Ford с быстрыми и динамичными машинами. О гонках Генри сам заду­мался еще в конце 1950-х, а реальные шаги компания стала предпри­нимать в начале 1960-х.
В 1964 году команда Ford впервые приняла участие во француз­ских гонках на выживание в Ле-Мане. Тогда за рулем автомобиля Ford сидел британец Джон Паппи Вайер. Он проиграл, элементар­но не доехав до финиша. А выиграли, как и почти всегда, пилоты ко­манды Ferrari. Впрочем, Форд знал, что итальянский производитель, делавший самые красивые и быстрые автомобили, находится в шаге от банкротства. Как классический капиталист, Генри решил купить компанию с ее технологиями и имиджем. На предложение амери­канцев Энцо Феррари ответил уклончиво. Но и Форд не хотел поку­пать «кота в мешке». Только на аудит активов Ferrarі и юридические нюансы Форд потратил несколько миллионов долларов. Большую часть переговоров вел не Якокка (этнический итальянец), а его под­чиненный — инженер-металлург Дон Фрей, чьи ноу-хау заставили Энцо проникнуться к нему уважением. Феррари уважительно назы­вал представителя Форда Dottore Ingegnere («доктор инженер»).
Когда стороны вроде бы уже были близки к соглашению, Энцо поинтересовался - будет ли команда Ferrarі участвовать в гон­ках Индианаполис-500, если на них будут представлены автомоби­ли Ford? Ответ был отрицательным — в компании Форда не считали правильным конкурировать между собой. Для Энцо такой ответ был не просто неприемлем, он вызвал в нем бешенство. Его детище мог­ло пойти под откос только потому, что расчетливые янки что-то ре­шили в своей голове. Из-за этого легендарный конструктор и разра­зился оскорбительной тирадой, подобной которой его подчиненные никогда не слышали ни до, ни после. Эти слова дошли до ушей Ген­ри Форда, который сказал: «Хорошо, мы надерем ему задницу». Это звучит куда приличнее, чем в фильме: «Мы похороним этого мака­ронника!".
Впрочем, Феррари еще до финального объяснения с американ­цами знал, что не продаст им свою компанию. Еще раньше он со­стоял в отношениях с автогигантом Fiat. Обе компании считали себя носителями итальянских ценностей, а владелец Fiat Джованни Аньелли за несколько лет до предложения Форда платил Ferrarі суб­сидии за повышение престижа итальянских автомобилей. Разумеет­ся, он и был главным претендентом на детище Энцо. Правда, того не устраивали цена, и американцев он использовал, чтобы поднять ее. В фильме эта сцена обыграна с помощью фотографа, срочно доста­вившего снимки с переговоров в лагерь Fiat. Слияние итальянских компаний произошло только в 1969-м, когда Ford уже не раз выи­грал у Ferrarі в гонках.

На воротах заводов Форда была вывешена надпись: «Помни, что Бог создал человека без запасных частей»
На воротах заводов Форда была вывешена надпись: «Помни, что Бог создал человека без запасных частей»

Тэдди Чайный Пакет

Главный герой фильма, автогонщик Кен Майлз — действитель­но фигура историческая и легендарная. Достаточно сказать, что Майлз — член Зала славы автоспорта США. Его биография довольно необычна: родился Кен в 1918 году неподалеку от английского горо­да Бирмингема. В 15 лет Майлз хотел сбежать в США, но неудачно — зайца ссадили с корабля. После чего парень устроился учеником ав­томеханика и участвовал в мотоциклетных гонках.

Кен Майлз - главный пилот Ford
Кен Майлз - главный пилот Ford

Все карты Майлзу спутала Вторая мировая война. Как механи­ка, его призвали в танковые войска, в составе которых он участвовал в высадке в Нормандии в 1944 году. После войны Кен соревновался в автогонках в составе команд таких автомобилестроительных ком­паний, как Bugatti, Alfa Romeo и Alvis.
В 1952 году 34-летний Майлз, наконец, перебрался в США, где устроился менеджером по обслуживанию автомобилей Gough Industries. Но гоночное прошлое не отпускало его, и уже в 1953 году он одержал 14 побед подряд в гонках класса SССА на собственно­ручно переделанном автомобиле «Дженерал Моторс», который на­звал Flying Shingle. Позднее Кен участвовал в гонках на автомоби­лях Porsche 550S. Благодаря таланту гонщика и механика в начале 1960-х Майлз стал ключевым пилотом гоночной команды Кэррол­ла Шелби. Кстати, тот тоже был классным гонщиком, но проблемы с сердцем вынудили его в 1960-м оставить гоночную карьеру. Имен­но Шелби первым пришел к генеральному менеджеру Ford Ли Якокке с предложением объединить усилия в гонке, а не наоборот, как показано в фильме.
Друзья описывали Майлза как проницательного парня с ярко выраженным английским акцентом и неправильным прикусом. За любовь к большой кружке чая в команде его прозвали Тэдди Чай­ный Пакет. Майлз стал главным пилотом в команде Шелби в гон­ках на спортивных автомобилях класса SССА, USRRC и FIA в период с 1962 по 1965 год. Неудивительно, что, когда Шелби и Форд стали строить совместную команду, Кэрролл рекомендовал именно Майл­за в качестве главного пилота Ford. Кстати, Кен никогда не кидался ключом в Шелби и не дрался с ним из-за пререканий.
Однако руководитель гоночного направления Ford - менеджер Лео Биби - не хотел, чтобы команду возглавлял 45-летний гонщик. В картине показано, что Шелби хитростью закрыл Биби в своем ка­бинете, а сам катал на гоночном автомобиле Генри Форда. В конце поездки Шелби заключил пари с перепуганным миллиардером, что если Майлз выиграет гонку Дэйтоны, то станет главным пилотом Ford. Если нет — Шелби отдает свою компанию. В реальности Биби никогда не запирали в кабинете, а Шелби не ставил на кон весь свой бизнес. Ему удалось уговорить Генри Форда и без таких крайностей.

Знаменитый тройной финиш автомобилей Ford
Знаменитый тройной финиш автомобилей Ford

Трагедия гонщика

Свое первое участие в гонках Ле-Ман-24 компания Ford приня­ла в 1964 году на автомобиле GТ, созданном совместно с компани­ей Lolа. Однако из-за технических проблем с автомобилем все три гонщика команды досрочно вышли из гонки. Год спустя команда Ford, управляемая Кэрроллом Шелби, доработала автомобиль GТ40. Именно на нем в гонке Дэйтоны на 2000 километров Майлз взял первый приз. После чего ему была открыта дорога в Ле-Ман в каче­стве первого пилота.
Именно потому, отправляясь во Францию, американцы имели все основания на победу. Поэтому решение о том, что в случае успе­ха все три автомобиля Ford должны одновременно пересечь финиш, приняли еще до старта. И Кен Майлз знал об этом заблаговремен­но, а не перед финишем, как показано в фильме. В компании Ford логично решили, что такой финиш благоприятно скажется на более молодом гонщике Брюсе Макларене, в то время как время Майлза уже уходило.
И ветеран задал всем перцу: Кен установил несколько рекор­дов гонки и все же при одновременном финише трех автомобилей Ford оказался вторым. Причина банальна - при старте автомобиль Брюса Макларена стоял на 18 метров позади автомобиля Майлза, и, соответственно, он проехал за то же время на 18 метров боль­ше. А значит, и быстрее. В итоге Брюс Макларен стал победителем, а Майлз всего лишь вторым.
К сожалению, спустя два месяца после гонки в Ле-Мане Кен Майлз трагиче­ски погиб, испытывая но­вый автомобиль Ford J-саr. Машина имела револю­ционную, но не испытан­ную сотовую панель, кото­рая должна была облегчить и укрепить автомобиль. На автодроме в калифорний­ской пустыне автомобиль Майлза перевернулся на скорости 320 км/ч и рас­кололся на куски. Гонщика выбросило из салона, и от удара он мгновенно погиб.
После трагедии конструкция гоночных автомобилей Ford была серьезно доработана, что позволило команде побеждать на гонке в Ле-Мане еще три года подряд.

ПОДПИШИСЬ И ЧИТАЙ ДАЛЬШЕ :)