Мы знаем, что с самого начала существования видимого мира и его венца — человека, Господь открыто общался с нашим праотцом Адамом и праматерью Евой. Это был Его особенный дар людям. В любое время они могли обратиться к Создателю по любому поводу, и Он непременно отвечал им.
Все изменилось, когда наши прародители нарушили запрет, данный им от Бога, и вкусили плоды древа познания добра и зла. Они были извержены из рая и уже не могли общаться с ним напрямую. Но Господь всегда был и всегда будет Всемилостивым, Он даровал людям новый вид общения с Ним — молитву. Если человек от всего сердца желает обратиться к Богу, он может помолиться Ему. То есть молитва — то же самое, что и разговор с Богом.
Каждый православный христианин должен осознавать, что частью его жизни является молитва, обращение к Богу. Святая Церковь в своих канонах установила некоторые правила, согласно которым всем верующим приличествует чтение Священного Писания и нескольких молитвенных правил. Это молитвы утренние, вечерние, молитвы перед Причастием и молитвы на разные потребности.
В данной заметке мы постараемся понять, о чем говорит и чему учит нас знакома православным людям «Молитва 8-я утренняя, ко Господу нашему Иисусу Христу».
Многия ради любве
Уже первые строки текста молитвы, которые стоят сразу же после обращения Многомилостиве и Всемилостиве Боже мой, Господи Иисусе Христе, повествуют нам о великой Тайне Боговочеловечения Господа нашего Иисуса Христа. Православная Церковь учит: многия ради любве, то есть из-за сильной любви к человеку, которого Господь создал по своему образу и подобию, Бог Сын — вторая ипостась Пресвятой Троицы, сшел с неба и воплоти́лся в человеческую плоть, сохраняя при этом свою Божественную природу, чтобы спасти всех людей от греха и смерти.
Все учение Православной Церкви о великом событии сохранены в догматах (то есть вероучительных истинах), а именно в догматах об образе ипостасного соединения во Христе двух естеств, Рождении Сына Божия от Святого Духа и Марии Девы ради спасения людей. Святой евангелист Иоанн Богослов в Евангелии говорит: Слово стало плотию (Ин. 1:14). Господь принял человеческую природу, стал телесным, чтобы, будучи безгрешным, за грехи людей претерпеть многие мучения и, взойдя на Крест, умереть, воскреснуть и спасти всех людей от ада и действий сатаны.
Нам сложно понять, почему Господь принял на себя человечество и страдал как человек, если бы Он мог просто одним своим словом исправить смерть. Святые отцы учат, что Он стал Сыном Человеческим для того, чтобы человек сделался сыном Божиим. Если бы Бог Слово не стал Богочеловеком, обычные люди не смогли через Него как проводника прикоснуться к Божественному, из-за этого же и не получили бы спасения.
Он своею смертью попрал, растоптал смерть телесную, по словам святителя Григория Паламы: «Угодно было Богу сначала принципом правды низложить диавола, поскольку тот является ее нарушителем, а затем уже и силою (низложить его) в день Воскресения и Будущего Суда». Дьявол пожелал смерти Иисуса Христа, не зная, что Он Бог и безгрешен. Умертвив Его человеческую природу, он нарушил закон, так как убил невиновного, за что был наказан Господом. Сойдя во ад, Иисус Христос спас всех праведников, томившихся там и ожидавших спасения.
Следовательно, события Рождения в наш мир Иисуса Христа, Его Крестной Смерти и Воскресения являются ключевыми для всего христианства. Апостол Павел в послании к ефесянам пишет: Тайна сия велика есть (Еф. 5:32), а апостол Петр дополняет: в нее желают проникнуть ангелы (1 Пет. 1, 12), но даже этим чистым существам она не открыта вполне.
Вера твоя спасла тебя
Мы знаем, что вся библейская история делиться на две основные части — это Ветхий и Новый Завет. Под Ветхим Заветом подразумевается вся история богоизбранного иудейского народа от Адама и Евы и до Пришествия в мир Спасителя. Новый Завет открывает новую главу в жизни всех без исключения людей. Рождается Иисус Христос, спасающий не только иудеев, но и всех язычников.
Завет — то же самое, что и договор, договор Бога с человеком. Господь устанавливает для человека некоторые правила, исполняя которые, последний получает от Него великие дары и благодать.
Основная часть молитвы восьмой утреннего правила несет в себе идею спасения человека не по его делам, а по вере в Бога. Спасе, спаси мя по благодати, молю Тя — обращаемся мы к Господу и просим Его спасти нас, потому что вера, яже в Тя [в Господа], спасает отчаянныя. О спасении по вере говорит история Патриарха Авраама. К нему явился Господь и обещал ему, что благословятся в тебе все племена земные (Быт. 12:3), если он поверит этим словам и исполнит обещание прийти в землю обетованную. Праотец поверил Господу, за что был награжден. До сих пор мы считаем святого Патриарха Авраама одним из главных отцов всех людей по духу и обетованию.
Вера же вместо дел да вменится мне, Боже мой, — говорится в молитве. Эти слова являются для нас примером и воспоминанием событий первых веков христианства. После Вознесения Господа Иисуса Христа апостолы разошлись по всему свету, чтобы исполнить его волю: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа (Мф. 28:19). Больше же всех на этой ниве потрудился святой апостол Павел. Он основал множество Церквей на территории языческих государств. Особо назидателен пример Церкви в Галатии, где после ухода апостола появились лжеучителя, говорящие, что спасает не вера, а исполнение закона Моисеева. В своем послании Павел пишет: Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию, которое впрочем не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово (Гал. 1:6-7). Апостол в свойственной ему живой манере обличает лжеучителей и открыто дает понять галатийской Церкви: принятие любого другого благовествования или учения, различного с тем, что когда-то было дано им самим, влечет за собой получения анафемы. Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою (Гал. 3:24), — для апостола важно, чтобы молодые христиане поняли, что спасительной для них является вера, а закон, который Господь дал Моисею на горе Синай — только путеводитель, наставник в деле спасения.
Эпилог
В конце молитвы мы, обращаясь к Богу, просим у Него ниспослания нам милости. Важнейшими темами прощений в молитве являются: Сотериологическая (то есть, тема спасения людей): Hо или хощу, спаси мя, или не хощу, Христе Спасе мой; и тема любви и служения Господу: Сподоби мя, Господи, ныне возлюбити Тя… и паки поработати Тебе без лености. Они же являются ключевыми для жизни каждого православного христианина, потому что для Творца важно, чтобы всякое Его создание относилось к Нему как к Отцу и Создателю, которому слава принадлежит ныне и присно и во веки веков. Аминь.
#церковнославянский #церковь #кириллица #языки #православие #православные святые #православный молитвослов #утренние молитвы #молитва
Текст подготовил Иван Беляев.
Не бойтесь ставить 👍 и подписываться на канал «Всегда живого церковнославянского»