Найти в Дзене

События в Казахстане: возможен ли рецидив?

Беспорядки в Казахстане закончились (повторятся они или нет, и если да, то в какой форме – отдельный интересный вопрос). В нескольких публикациях на нашем канале мы приводили оценки ряда исследователей и экспертов относительно подоплёки и более глубинных причин произошедшего. Не будем также скрывать, что «подземный» пожар в республике распространялся давно, и вряд ли те, кто профессионально (а не «из окна персонального автомобиля») отслеживал ситуацию в республике, мог их не разглядеть…

В любом случае, поначалу мирные протесты, быстро перешедшие в массовые беспорядки и погромы, вскрыли целый комплекс острых социально-экономических и общественно-политических проблем. К примеру, стало очевидно, что парламенты, акиматы и прочие Ассамблеи народов Казахстана работают исключительно в тепличных, спокойных условиях. А вот при наступлении чрезвычайной ситуации они «растворяются» в неизвестность. Ещё более опасно, когда это происходит с силовыми структурами в условиях двоевластия, проблему которого президенту страны Касым-Жомарту Токаеву пришлось решать в «пожарном» порядке, да ещё и обратившись за помощью в ОДКБ.

Не менее актуальна и проблема дисбаланса топливно-энергетической сфере, собственно, и послужившая «запалом» к массовым протестам, первоначально полыхнувшим именно на нефтедобывающем западе страны. Там было неспокойно всегда, а ещё десять лет назад, в декабре 2011 года, случился расстрел в Жанаозене (бывший Новый Узень, который ещё в 1989 году стан ареной массовых беспорядков на экономической и межнациональной почве). Территория Республики Казахстан весьма внушительна (около трёх миллионов квадратных километров), что обуславливает серьёзные логистические проблемы в обеспечении всех регионов качественными нефтепродуктами. Ещё более обостряет ситуацию ориентация на вывоз значительной части добываемых углеводородов.

Как известно, северные области республики зависят от поставок с Омского нефтеперерабатывающего завода, расположенного недалеко от границы Казахстана. Соответственно, любые изменения в режиме работы этого предприятия (например, плановые профилактические ремонты завода) отражаются на внутреннем рынке страны.

Беспорядки в Казахстане стали одним из факторов роста на мировых цен на «чёрное золото» на международных торговых площадках (но, конечно, далеко не единственным). 12 января цена за «бочку» марки Brent превысила в 84 доллара.

Выступая некоторое время назад в парламенте, глава государства объявил о предстоящей масштабной экономической реформе с социальным «акцентом», в связи с чем у многих наблюдателей сразу возник один-единственный вопрос: где деньги? Очевидно, их предстоит брать, в том числе, за счёт налогов с производителей, поставщиков и экспортёров нефти и газа (а также урана, меди, цинка, железной руды). По преимуществу эти предприятия в казахстанской юрисдикции не находятся, и отреагируют ли они на призывы поделиться заработанным – не вполне понятно.

Как нам представляется, в любом случае подспудная нестабильность в Казахстане – это надолго, и едва ли стоит полностью исключать повторения событий, подобных январским. А значит, новых неожиданностей исключать ни в коей степени не следует.

Пишите комментарии, подписывайтесь на наш канал!