Найти тему
Непрошеное мнение

Что не так со школой? Страх, запугивание, неэффективность обучения

Оглавление
Разговор о школе
Разговор о школе

Ах! Я невероятно злюсь на все систему российского образования и хотела бы специально для МинОбрНауки, написать краткий гайд, как устроена память и мотивация.

В большинстве среднестатистических школах подход такой: выучил, написал, получил оценку и пошёл довольный. Ну, или недовольный.

Мне бы хотелось узнать, а жизнь это точно простое действие по шаблонам? Кончено, ценный навык следовать регламенту и делать так, как наказано, но это работает далеко не везде. Многое может выходить за полномочия, но решение нужно будет все равно предоставить.

Один из главных рычагов давления в школе - страх. К сожалению, это совсем неэффективно. К этому добавляется шаблонность мышления.

А что плохого в страхе?

Страх - это сильная отрицательная эмоция. Он помогает только что-то быстро запомнить, сделать и нагружает кратковременную память, а ее объем очень ограничен.

Для того, чтобы информация перешла в долговременную, нужно ее повторять и подкреплять положительными эмоциями, чтобы мозг хотел вновь воспроизвести эту информацию и получить дозу приятных эмоций.

Типичные запугивания:

- не выучишь, получишь два в четверти.

Так, это я поняла, нужно сейчас это выучить, чтобы получить хорошую оценку. Выучила, отстрелялась, все. Все забыла, потому что мне было страшно, что я получу двойку.

Получила 4, мне этого хватит, эти знания в целом-то не особо нужны.

Я маму вызову.

Что же, тут страх, что у тебя отберут компьютер, запретят гулять.

Опять же, ребёнок делает все не для того, чтобы получить знания и извлечь из них пользу, он это делает исключительно для того, чтобы родители не ругались.

Выучил, забыл, дальше пошёл.

И любой другой страх внешних стимулов: стыда, вины, отсутствие права на ошибку и др. манипуляции.

⁃ Запугивание

Если ребёнок много прогуливает, ему угрожают, что расскажут папе, тогда он может и перестанет прогуливать, но эффективность от посещения уроков будет равна нулю.

Это чревато тем, что реальной причины для того, чтобы хорошо учиться или посещать занятия он не видит.

Ну, да, так мама не накажет, так папа ругаться не будет, а ему это вообще не нужно.

А что там за шаблоны такие?

Один из таких - сочинение. У сочинения есть структура, которую обязательно нужно блюсти. А САМОЕ главное — грамматические/пунктуационные ошибки.

Кончено, грамматика и пунктуация — это важно, но не настолько, чтобы пренебрегать мыслительным процессом и отодвигать его на второй план.

На смысл смотрят сквозь пальцы. Все внимание на: грамматике и структуре.

Например, не очень хорошее влияние сочинений я могу наблюдать на своем примере:

Не то, чтобы я невероятный писатель, но мне очень-очень нравилось это дело. Я обожала писать сочинения.

Каждый раз, когда я делала это самостоятельно, у меня выходили одни тройки за смысл, я вообще не понимала почему так. Решила, что это гиблое дело и писатель из меня никудышный.

Стала писать совместно с мамой. Что же, не то, чтобы стало лучше, так как мама тоже свободомыслящая, но структура получше.

У меня стали появляться 4 иногда.

В 9-10 классах тройки стали смешиваться с четверками через раз.

В 11 классе на итоговое сочинение нужно было выучить этот шаблон сочинения и т.д. Собственно, я выучила, написала хорошо, не уверена, что это было интересно читать.

До этой самой поры и думала, что я абсолютная бездарность и писать мне не суждено. Мой полёт мыслей никому неинтересен.

Почему эти методы плохо работают?

Я не методист, поэтому просто выскажу свои мысли и видение этого.

  • - Если сказать: «тебе это пригодиться в институте», то фиг знает, что там ему пригодиться, а что нет. Это отсроченная польза.

Также, ребёнок немного знает студентов, тем более, которые бы сказали: «вот в школе если бы не выучил расположения Берингова пролива, то завалил бы все экзамены, слава богу, что выучил ещё тогда, а то тяжко бы пришлось!»

То же, что курение вызывает рак и смерть. Это будет когда-то там и не факт, что будет.

У Вари дедушка курил 85 лет и дожил до 90 в уме и относительном здравии. Кашлял, но на ногах стоял и траву косил.

Для того чтобы человек понял, что с ним это тоже может быть, у него, в ближайшем окружении, должны люди от рака сначала поумирать, а потом уже только он действительно испугается и за переживает.
  • ⁃ «Дворником станешь»

Но ни одного знакомого дворника ребёнок не знает, который бы ему сказал, что он пошёл на эту работу, потому что 2 схватил по русскому в 7 классе.

А как тогда надо?

  • ⁃ Позитивное подкрепление всегда работает лучше.

«Ты будешь умненьким, лучше других. Представляешь, как ты блеснёшь умом и все попадают, будут бесконечно рукоплескать»

  • ⁃ Рассказать почему это может пригодиться.

Для мамы? Ну такое себе, опять тот же страх. Для других? А зачем эти другие нужны?

В долгосрочной перспективе страх НЕ РАБОТАЕТ.

Следует объяснить что, зачем и как. Ребёнок должен самостоятельно сделать вывод, что ему это нужно.

Да, он хочет быть успешным, крутым и красивым, а для этого нужно делать то, то и то. А почему? А вот доказательства. Он думает: «ну да, тогда нужно учиться, ведь я хочу быть таким»

И уже обучение происходит не из-под палки, а потому что ребёнок сам так хочет.

Зачем мне хорошо учиться в школе? -> Чтобы поступить в институт.
А зачем мне туда? -> Чтобы устроиться на работу.
А она мне зачем? -> Родители тебя не могут всегда обеспечивать, чем старше ты становишься, тем самостоятельнее. Тебе нужно будет зарабатывать самому деньги и управлять своей жизнью. Школа тебе может помочь в этом и этом. Ты можешь это не учить, тогда будет немного сложнее в будущем и все равно придётся это узнать, но в более жестких условиях.
  • - Кому это нужно?

Зачем ему ходить каждый день, зачем это учить, зачем и почему уважать тех или иных людей. Тогда происходит построение причинно-следственных связей. Ребёнок опирается на свои принципы и устои, надо ему это или нет.

Рассмотрим на примере Карины и ее мамы, как это работает.

Мама сказала Карине в 7 классе : «это твоя жизнь. Твоя школа и твои оценки. Я в твой дневник не смотрю, учись самостоятельно, для себя. Мне твои оценки не нужны, можешь учиться на два - дело твоё, главное, чтоб в школу не вызывали»

У Карины успешная и хорошая мама, успешный папа и вся семья. Она знала, что все они получили высшее. Они говорили, что высшее нужно, чтобы зарабатывать деньги. А деньги Карина уже тогда любила.

Она сделала для себя вывод: чтобы быть богатой, нужно образование, чтобы его получить, нужно хорошо окончить школу, чтобы поступить на бюджет в хороший вуз»

Тогда Карина самостоятельно нанимала себе репетиторов, ездила к ним, просила маму каждый раз дать на них денег. Эти репетиторы были нужны ей, не маме или кому-то. Она делала все, что могла.

В аттестате у нее 2 четверки. Сейчас они ей никуда не упали, но это факт. Звучит неплохо, с учетом того, чтобы все это без малейшего назидания со стороны родителей.

Вывод?

Страх - отстойный мотиватор. Запоминаешь быстро, забываешь быстро.

Шаблоны - отстой! Сам думать не можешь и другим мешаешь.

#психология #школа #страх #дети #запугивания #образование #стыд #учителя #обучение #обучение ребенка