Успешным будет тот предприниматель, кто предпочтёт канонам бизнеса собственные правила, — этот тезис подтверждает личный опыт руководителя группы компаний «Запад39». Софья Сараева поговорила с Ильёй Васильевым о его бунтарском менталитете, экстриме и отношениях с супругой Марией Васильевой-Данишевской
Предприниматель, актёр, благотворитель, муж, отец — это лишь некоторые роли Ильи Васильева, в которых он предстаёт в медиапространстве. За последние несколько лет его инстаграм-аккаунт @iliavasilev1983 набрал почти полмиллиона подписчиков. В одном из интервью «Королевским воротам»16+ Илья рассказывал: «Самое главное — оставаться самим собой. Не выкладывать дорогущие тачки, шмотки, аксессуары и другие приметы лакшери-жизни, не строить из себя супермиллионера. Нередко оказывается, что блогеры ведут богатую жизнь напрокат, ничего не имея за душой». Максимальная искренность — один из главных принципов Васильева. Даже если порой она может навредить.
- Поскольку я визуал, меня раздражает, когда не смотрят в глаза собеседнику. Были ситуации, когда во время деловой встречи я видел, что люди прячут взгляд и отворачиваются, пока я говорю. Сделал замечание, второе, после чего прервал переговоры и отказался от сотрудничества. Пару раз увольнял сотрудников, которые не могли смотреть мне в глаза.
Погорячились?
- Супруга считает, что да. Она напоминает мне о том, что все разные, и кому-то может быть некомфортно от просьбы смотреть в глаза. Но для меня это один из главных показателей того, что человек по-настоящему вовлечён в разговор. Стремлюсь к тому, чтобы в моей команде были именно такие люди.
Один из проектов, над которым работает ваша команда, — комплекс «Королевский квартал». Знаю, что изначально он задумывался как жилой дом, но весь первый этаж выкупили предприниматели.
- Это правда. Идея построить красивый жилой квартал на улице Дачной, 8 в Калининграде принадлежит моей супруге, я её всецело поддержал. Нам близка концепция «город в городе». Думали воссоздать известные кёнигсбергские улицы с помощью реплик исторических фасадов, нашли партнёров из Германии, готовых за свой счёт сделать скульптуру королевы Луизы. Но после интервью на телеканале «Каскад», где я презентовал наше видение, ко мне в офис приехали сотрудники спецслужб и сказали: «Уважаемый, откажитесь, пожалуйста, от этой идеи». Тогда я узнал, что означает термин «реваншизм».
Пришлось идти на компромисс?
- Когда делаешь что-то хорошее, всегда найдётся тот, кто станет вставлять палки в колёса. Мы не стали провоцировать недовольство и указывать названия улиц на немецком языке, но от идеи не отказались. Первая очередь «Королевского квартала» была введена в эксплуатацию в 2017 году. Сегодня торгово-офисный и жилой комплекс стал ещё более привлекательным благодаря реконструкции улицы Дачной. В ближайшее время рассчитываем возобновить работы, приступить к строительству следующей очереди «Королевского квартала» — современного торгового центра, архитектура которого напомнит Королевский замок.
Разве «Запада» недостаточно? Зачем там ещё один торговый центр?
- Мы не собираемся менять концепцию, «Запад39» зарекомендовал себя как территория низких цен. Якорный арендатор — магазин сети «Светофор», жёсткий дискаунтер. Также в числе крупных арендаторов гипермаркет «Семейная мода», где люди со средним достатком могут купить себе одежду и обувь. Есть много небольших проектов: продуктовые и косметические магазины, оптика, недорогие кафе. Для автовладельцев работает «Автомобильный дворик», для самых маленьких гостей предусмотрена красивая зона отдыха с живым уголком и развлекательный центр «Империя инков». Мы полагаем, что строительство нового торгового центра в «Королевском квартале» задаст тон всему архитектурному ансамблю улицы Дачной. К примеру, обновлённый фасад «Запада39» символично украсит граффити с изображением Иммануила Канта.
«Запад39» открылся в 2010 году. Мне кажется, в то время большинство девелоперов стремилось строить торговые центры ближе к центру города.
- Мы по-прежнему сталкиваемся с мнением, что «Запад39» находится далековато. Недавно мне позвонил знакомый и спросил, есть ли свободные площади в бизнес-центре (под брендом «Запад39» также работает пятиэтажный бизнес-центр с широким выбором офисных помещений класса В. Все офисы оснащены современными инженерными системами и необходимым набором сервисов, включая большую бесплатную парковку. — Ред.). А потом добавил: «Блин, до тебя так далеко ехать». Я завёлся и решил поспорить: если доеду из «Запада39» до его офиса в «Плазе» за четыре минуты, мы заключаем договор на крупную сумму. Ровно через четыре минуты я был в его кабинете.
С какой скоростью ехали?
- Не нарушая правил.
Вы говорите, что в «Королевском квартале» хотели воссоздать старую немецкую архитектуру. Откуда интерес?
- Старинная европейская архитектура нам с супругой ближе современной. Хочется сохранить её. Иначе на что будут смотреть наши дети? На хрущёвки и новодел? Наш сын Марк будет видеть «Королевский квартал», зная, что это наследие его родителей.
При этом вы родились не в Калининграде?
- В городе Великие Луки Псковской области. В Калининград переехал, когда поступил в юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации. Затем работал в управлении уголовного розыска, в убойном отделе. Было три командировки в Чечню. Являюсь ветераном боевых действий, награждён правительственными наградами. Даже пенсию получаю — целых 2100 рублей.
Замечаете влияние службы на характер?
- Я ни одного дня не жалел, что работал в правоохранительных органах. Если обычный человек думает и смотрит прямо, то человек, служивший в уголовном розыске, — на все 360 градусов. Что ещё это даёт? Большой круг знакомых — от криминалитета до чиновников, умение читать людей, закалку. Почему у многих бизнесменов не получается добиться успеха? Потому что они ленивые. Я привык к другому.
Какие у вас были амбиции, когда занялись бизнесом? Они изменились?
- Мне кажется, они всё те же — это желание двигаться вперёд, больше создавать и зарабатывать. Но замечаю, что рвение к достижениям усилилось с рождением сына.
Каково работать с супругой?
- Потрясающе! Я скажу так: у меня нет друзей, мой лучший друг — супруга. Она главный советник, который не станет лукавить и говорить: «Илья Олегович, шикарно», а скажет правду, какой бы жёсткой она ни была. Она — моя совесть. Я не встречал более порядочных, справедливых людей. Если думаю, как схимичить, Мария всегда остановит мой порыв и подскажет, как поступить правильно. Понятно, что по мелким вопросам я с ней не советуюсь, но решение о приобретении дорогостоящих бизнесов и других финансовых вложениях принимаем вместе. Мы — настоящая команда.
Вы давно знакомы?
- С 2001 года. Познакомились, когда я ещё учился в школе милиции. Так получилось, что судьба нас разводила, а потом всё-таки свела. В следующем году будет восемь лет, как мы женаты.
Мария участвует во всех бизнесах?
- Да, даже во время декрета. При этом она не перестаёт учиться. Сейчас — на детского психолога. Возвращаясь к бизнесу, пожалуй, главный плюс в том, что жена никогда не подставит, как могут подставить некоторые компаньоны или конкуренты. Она, как и я, заинтересована в финансовом благополучии семьи.
Как, кстати, воспринимаете конкуренцию?
- Конкуренция — это классно. Если бы не конкуренты, не было бы смысла шевелиться, изобретать новые подходы. Я уважаю конкурентов, готов каждому из них пожать руку и у каждого почерпнуть новые знания. Конкуренция — главный двигатель. Благодаря ей Россия-матушка развивается.
Конкуренты держат в тонусе, супруга поддерживает мудрыми советами. Кто ещё?
- Конечно, команда. Мне повезло собрать сотрудников, в них я на сто процентов уверен. Не раз замечал, что во многих компаниях неоправданно большой штат — один человек мог бы выполнять задачи, которые делятся между двумя-тремя специалистами. В группе компаний «Запад39» устроено по-другому, мы работаем в режиме многозадачности. К примеру, руководитель коммерческого отдела составляет договоры, продаёт и сдаёт в аренду недвижимость, сам показывает эти помещения потенциальным клиентам. У него не возникает вопросов, почему он работает за десятерых, а зарабатывает столько-то. Он получает достойную зарплату, понимая, что 15% дохода ему приносят одни задачи, 25% — другие. Мне кажется, такая система эффективна.
Считаю неправильным нанимать маркетолога, пиарщика, копирайтера и SMM-менеджера. Каждый маркетолог сумеет написать текст или загуглить цитату про бизнес-центр, скопировать, вставить, добавить три хэштега. SMM- менеджеры всё ещё работают в крупных компаниях только потому, что другое поколение предпринимателей, как правило, не считает экономику и не разбирается в социальных сетях.
Можете сформулировать отличия нового поколения предпринимателей?
- Я называю наше поколение бизнес-панками. Мы ведём бизнес агрессивнее, потому что люди воспринимают доброту как слабость. Действуем не по учебникам и советам с бизнес-тренингов, а создаём неординарные бизнес-стратегии, стремимся сделать переворот в индустрии. Три года назад мой друг Денис Грачёв (профессиональный стантрайдер, владелец «Школы безопасного вождения мотоцикла Дениса Грачёва». — Ред.), которого я уважаю за стремления и успехи, выпустил книгу «Драйв». Мне очень понравилась цитата: «Бизнес-планы и долгосрочное планирование улетают в чёрную дыру. Сейчас будут успешны только полные отморозки. Они готовы сделать что-то по-настоящему креативное, одержимы целью захватить сознание аудитории, умеют распространить свою идею, словно вирусную инфекцию. На смену капиталистам приходят бизнес-панки. Одна их грёбаная идея способна взорвать весь мир. Где брать вдохновение на всё это? Экстрим. Экстрим просто выплёвывает из зоны комфорта. Это состояние способно генерировать невероятные идеи и силы на реализацию».
Это не означает, что нам нечему учиться у старшего поколения. Меня искренне восхищает пример владельца «Натурово» Александра Иванова. Председателя совета директоров завода «АэроБлок» Александра Данишевского считаю гуру бизнеса, и дело не в родственных связях (супруга Ильи — дочь Александра Данишевского. — Ред.). Это человек с большой буквы, который строит Калининград, меценат. Я часто приезжаю к нему за советом.
Как это сочетается с ролью примерного семьянина?
- Легко. Семья — это основа основ, главная ценность в моей жизни. Именно она мотивирует. С рождением сына я пересмотрел график, чтобы раньше освобождаться и больше времени проводить с сыном. Не хочу пропустить, как он взрослеет.
Марк — второй ребёнок?
- Да, ещё есть дочка Арина от первого брака. Она прекрасная, но у неё сейчас трудный возраст: считает, что папа плохой, ревнует к сыну. Я уверен, что всё это временно. Сам был непростым и дерзким подростком — бокс, уличные разборки, а сейчас благодарен родителям за то, что меня отдали в школу милиции. Это бесценный опыт и понимание того, что любой опыт полезен. Супруга, кстати, где только не работала. Была и сотрудником склада, и водителем, и мерчендайзером. Сегодня этот опыт помогает ей в бизнесе, она знает все процессы изнутри. А мой опыт помогает не только в бизнесе, но и в кино, — часто предлагают роли бандитов или ментов.
Необычное хобби.
- У меня за плечами несколько ролей — снимался в «Преступлении», «Налёте», «В клетке» и других фильмах. Хотел больше ролей, но позже понял, что это адский труд. Помню, снимали в порту небольшой эпизод «В клетке». Я приехал на площадку к четырём утра: холодно, от Преголи поднимается туман. Закончили только к десяти часам. Я промёрз, на следующий день заболел и подумал, что мне и так в жизни всего хватает. Сейчас отказываюсь даже от больших проектов и главных ролей. А гонорары за эпизодические роли по-прежнему отдаю на благотворительность.
Вы открыто рассказываете в инстаграме о своей благотворительной деятельности. По моим наблюдениям, предприниматели чаще предпочитают помогать анонимно.
- Делаю это не для того, чтобы хвалиться, а для того, чтобы подать пример. Инстаграм ведь не только помогает личному бренду. Что важнее, он даёт возможность зарабатывать большие деньги, которые мы с супругой отдаём на благотворительность, и способствует вовлечению большего количества людей. Раньше я распылялся, пытался помогать всем. Сейчас делаю это точечно: строим детские площадки, помогаем храмам, в том числе храму святого пророка Ильи во Взморье, регулярно отправляем подарки детям, поддерживаем спортивный клуб «Викинг» и центр социальной реабилитации для несовершеннолетних «Яблонька». В отличие от молодых предпринимателей, для 80% бизнесменов старшего поколения благотворительность остаётся закрытой темой. Когда обращался к ним с просьбой помочь в сборе денег для больного ребёнка, они отвечали: «Илья, зачем тебе это надо? Пусть этим занимается государство». А я считаю по-другому: если не поможем мы, не поможет никто.