Жанр - боевик. Сценарист и режиссер Гай Ричи
Само название говорит о том, что в основу положена идея справедливости наказания за преступление в современном обществе. Патрик Эйч (актер Джейсон Стэйтем) устраивается на работу инкассатором. Встречают его настороженно: прекрасный послужной список, участие в спецоперациях группы «Дельта», отличная физическая форма. Что привело его сюда?
И только немногие знают, что он никакой не Эйч, и прекрасный послужной список – липа. У него две цели: личная и заказная. Личная – месть. Найти и уничтожить тех, кто убил его сына. Заказная – похитить миллионы долларов с базы (?).
И здесь всё переворачивается с ног на голову. Сына-то он сам подставил, потому что грабил банки. Да, убил его не он, и даже не его группировка, но ведь это не меняет дело. За что мстить?
Фильм, как и все фильмы Гая Ричи, очень плотный. Зрителю не дают передохнуть, и он поневоле проникается симпатией к главному герою. Да, он убивает, потому что так принято. Потому что боевик. Закон жанра, в котором цена жизни – три копейки.
И если вначале мы к Эйчу присматривается, то посмотрев флешбэк – сцену смерти его сына – начинаем эмпатировать, ставя себя на его место. Наш рассудок уже отмел прошлое грабителя. Архетип бандита сменился архетипом страдающего отца. И эту линию Эйч держал почти до финала фильма.
Хотелось еще обратить внимание на социальный феномен, названный «стокгольмским синдромом», основным содержанием которого стало сочувствие заложников к террористам. Нечто подобное испытывают и зрители, когда начинают понимать причины поступков Эйча и его друзей: «Вот какой он хороший! Собственноручно и хладнокровно застрелил мужа, жена и братьев плохого человека (который, кстати, именно ему ничего не сделал), а дочерей не тронул, даже денег им дал и отпустил!»
Зрители не замечают, как повышается их порог восприятия добра и зла, и сочувствуют тому. Кто это зло несет.
И еще одна маленькая психологическая особенность. Когда Эйч стрелял из пистолета на испытаниях при приеме на работу, то едва набрал необходимые 70% попаданий в мишень, но в боевых условиях шестью выстрелами уложил шесть бандитов. Он объяснил, что здесь другая мотивация: или ты его, или он тебя. В таком случае он устанавливал связь с «мишенью» и неизменно попадал.
В целом фильм снят интересно и смотрится на одном дыхании.