Технология декорирования, которая активно используется современными художниками, и при этом создана она более 4 тысяч лет назад.
Название сграффи́то или граффи́то, образовано от итальянского слова graffiare - поцарапать, которое заимствовано из греческого γράφει - записывать. Изначально это было буквально процарапывание записей на стенах.
Рисунок устойчив к климатическим условиям, что было проверено временем. Это заметили и художники, которые стремились увековечить свои произведения.
Суть актуальных технологий сграффито состоит из 2х этапов:
- Нанесение на основу одного или более цветов, отличных от цвета предшествующего слоя.
- Создание изображения, путём снятия острым инструментом верхних слоёв заготовки соответственно наброску рисунка.
Сферы применения техники ограничиваются лишь возможностью повторить описанные шаги.
В керамике существует масса способов реализации сграффито. От выбора зависит удобство работы и характерные черты рисунка.
Резьба по сырому или кожетвёрдому
Преимущество в том, что нанести можно любой ангоб. С кожетвёрдой заготовкой хорошо сцепятся как глинопесчаный так и флюсный ангобы.
Особенностью является мягкость получившейся поверхности, что позволяет удобнее сочетать сграффито с текстурированием нижнего слоя.
Благодаря высокой скорости реализации, популярно на однодневных мастер классах в студиях керамики (слепить - покрасить - подсушить - прорезать - готово!).
Из возможных осложнений:
- задиры, при очерчивании тонких линий;
- смазывание цветов, при снятии верхнего слоя областями.
Процарапывание по сухому (сырцу)
Популярный подход среди мастеров, так как не требует спешки и более удобен для детальной проработки композиции и отдельных элементов. Благодаря возможности снимать инструментом тонкий слой, используется для многоцветных сграффито.
Слой ангоба наносится либо на кожетвёрдую заготовку, либо на уже высохшую поверхность. Во втором случае используются исключительно флюсные ангобы с добавками, усиливающими сцепление с поверхностью.
Процарапывание начинается после полного высыхания основы.
По высохшему слою ангоба можно делать набросок обычным карандашом. В печке тот выгорит без следа, но вмятин от нажима лучше избегать.
Основное осложнение представляют сколы верхнего слоя по краям элементов рисунка.
Однако, есть решение. Упростит работу увлажнённая поверхность заготовки. Либо слегка опрыскать высохший ангоб пульверизатором, либо приступать к царапанью вскоре после нанесения, пока тот не пересох.
Гравирование по бисквиту (утилю)
Используется теми, кто с графическим рисунком на "Ты". Требует навыка, но и результат даёт незаурядный.
Подобно рисованию карандашом на бумаге, гравировка тончайших линий позволяет создавать более объёмные и дышащие картины.
Однако трудностей здесь хватает, даже если забыть о навыках рисования.
Для работы подойдут исключительно флюсные художественные ангобы. Экономить на качестве также не рекомендую. Важно обеспечить хорошее сцепление ангоба с поверхностью бисквита.
Цветовая гамма сведена до наиболее активных тёмных цветов. Например, чёрный или синий кобальт. Это позволит достичь плотного цвета даже в тонком слое, ведь толстый слой ангоба при гравировке будет откалываться.
Сам процесс работы тяжёл физически, так как приходится создавать рисунок из тонких линий, царапая уже не глину, а прочную керамику. Но результат того стоит.
Другие материалы канала:
#clay say #clay #сграффито #граффито #керамика #декорирование