На выставке Михаила Врубеля в Новой Третьяковке я побывала уже – страшно сказать – 2 недели назад. Впечатление было очень сильным, хотелось как-то его оформить, но – не тут-то было… Только сейчас мысли наконец-то стали проясняться.
Что поразило? Прежде всего – Демоны, висящие в самом начале экспозиции. Не только три главных (Сидящий, Летящий, Поверженный), помещенные в одном отсеке, но и другие – в иллюстрациях к лермонтовской поэме. Хорошо знакомые по книгам – и все же как бы открытые заново. Сильнее всего запомнилось странное выражение лица поверженного демона – выражение обиженного избалованного малыша с оттопыренной нижней губой… Вечное наше своеволие…
О многогранности таланта художника я знала, но не представляла, насколько равноценны эти грани. И здесь наибольшее впечатление произвели на меня две очень разные работы, размещенные друг напротив друга. Это – акварель «Примавера» (1897 год), напоминающая чешского модерниста Альфонса Муху, но гораздо тоньше и грустнее,
и созданная в 1896-1898 годах экспрессивная скульптурная композиция «Роберт и монахини».
Трудно поверить, что они созданы одним художником в одно время!
А еще – его прекрасные майолики: то ли капли дождя, то ли слезы на щеках одной из «Египтянок», роскошь серии на тему оперы «Снегурочка», которая удачно выставлена в пространстве с черными стенами и точечной подсветкой.
И – удивительно разные рисунки начала 1900-х годов, то предельно обобщенные, то – проработанные до мелочей (чувствуется выучка Павла Чистякова!).
Но, пожалуй, больше всего поразил и заставил задуматься тот факт, что Врубель, профессионал экстра-класса, бывший, мягко говоря, небогатым и часто работавший на заказ, практически никогда не позволял себе скатываться на ремесленный уровень, когда картина завершается «лишь бы продать». Порой кардинально переделывал согласованные с заказчиками работы, из-за чего не раз оставался без гонорара. Из-за этого же на выставке немало работ, которые кажутся незавершенными. Но как же они притягательны!
А это - уникальный случай. Портрет жены художника Н.И. Забелы-Врубель (внизу) был написан Врубелем в 1904-1905 годах на холсте, отрезанном от незавершенного полотна "Пророк" (1898). Сохранившаяся часть картины повешена сверху, ее фрагменты видны и на портрете. Сейчас "Пророк" хранится в Третьяковке, портрет - Русском музее, но на выставке они встретились!
Словом, сходите на Врубеля – не пожалеете!