Найти тему
Готика в России

Новый Петергоф – когда вокзал может поспорить с готическим собором

Оглавление

Вокзал станции Новый Петергоф – один из красивейших в нашей стране, да и во всей Европе. Изящное здание привлекает волшебным готическим профилем и кружевом орнаментов. Отсюда члены Императорского двора отправлялись в поездки по стране, а сегодня сюда приходят электрички с многочисленными туристами.

Фото: Артём Нойер
Фото: Артём Нойер

Здание было выстроено в 1854-1857 годах по проекту академика архитектуры Николая Бенуа. До этого царскую резиденцию со столицей соединяла лишь грунтовая дорога вдоль побережья.

Архитектор подготовил несколько чертежей в разных стилях, но проект в духе английской готики оказался самым органичным.

Фото: Артём Нойер
Фото: Артём Нойер

Здание имеет П-образную форму для захода поездов – на тот момент станция была конечной. Одно крыло было предусмотрено для нужд царской семьи, другое для всех желающих. Внутри 20-метровый пролет с платформами перекрыт сводом из трубчатых ферм.

Фото: Артём Нойер
Фото: Артём Нойер

Орнаменты и окна

Главное внимание привлекает фасад со стороны Ораниенбаума с высокой башней, галереей, фиалами со шпилями, лепестковыми орнаментами, горельефами львов…

Фото: Артём Нойер
Фото: Артём Нойер

Декор создан с участием скульпторов Г. Денеиса, Д. Иенсена и артели Дылёвых. Фасад можно рассматривать и подмечать для себя новые и новые детали!

Фото: Артём Нойер
Фото: Артём Нойер

В сети тиражируют глупости, что вокзал был «уменьшенной копией» собора в Орвието (Kudago) или «впитал о нем воспоминания» архитектора (РЖД). Достаточно загуглить вид собора – общего с вокзалом там, мягко говоря, мало.

Н.Л. Бенуа действительно во время учебы в Италии изучал собор и делал его обмеры, но в проекте вокзала мы находим разве что похожую галерею – и то её декор был переосмыслен.

Фото: Артём Нойер
Фото: Артём Нойер

Архитектор вообще подошел с большим вниманием к деталям – на фасаде около двух десятков разных форм окон и расстекловки, а ещё примерно столько же вариаций готического орнамента!

Фото: Артём Нойер
Фото: Артём Нойер

Новый мерч

Нескольких ярких орнаментов и окон мы перенесли в векторную графику при создании мерча проекта «Готика в России» и сделали стикерпак. Наклейки уже можно заказать или забрать самовывозом в Москве.

Один из орнаментов оформления балкона вокзала мы также использовали при создании маски. Она сшита из приятного двухслойного трикотажа (96% хлопка, 4% лайкра) и удобно облегает контур лица.

Фото: Артём Нойер
Фото: Артём Нойер

Маску уже можно забрать самовывозом в Москве или заказать доставку по России. Для заказа напишите в Телеграм @russgothic или оставьте комментарий здесь.

Оставить фасад без шпилей

Фото: Артём Нойер
Фото: Артём Нойер

Кстати, оформление здания вокзала из-за экономии во время строительства пришлось упростить. Вот что об этом пишет газета «Неделя строителя» за 11 июля 1893 года:

-12

«Петергофский вокзал, который, бесспорно, может считаться одним из лучших строений в готическом стиле в России, оказался незаконченным. По фасадам во многих частях нет шпилей, предположенных по первоначальному проекту. Когда Бенуа обратился с просьбой ассигновать 1600 рублей на отливку из чугуна шпилей, то управляющий дорогой спросил его: – А сколько эти 1600 рублей нам дадут доходу? – Полагаю, никакого, – ответил зодчий. – В таком случае оставить фасад без шпилей».

Фото: Артём Нойер
Фото: Артём Нойер

В итоге шпили на башне и по углам зданий были выполнены из камня, а на шпили по обе стороны от башни так и остались на бумаге. Для экономии кирпича также пришлось уменьшить толщину стен, а в круглой нише на втором ярусе башни вместо часов появилось окно-роза.

Фото: Артём Нойер
Фото: Артём Нойер

Импортозамещение

Строительство совпало с началом Крымской войны. Ветка строилась на средства банкира фон Штиглица, а государство обязалось дорогу выкупить. Также закупать чугун и железо было предписано у российских заводчиков.

Фото: Артём Нойер
Фото: Артём Нойер

При прокладке дороги был построен Балтийский вокзал, станции Лигово, Сергиево, Стрельна и Петергоф. В 1860-х дорогу продлили до Ораниенбаума, а уже в 1930-х электрифицировали – одной из первых в СССР.

Бывали на этом вокзале, как впечатления?

Читайте также: 15 атмосферных мест для прогулки в Петербурге

Подписывайтесь на канал и открывайте Россию заново!