Упражнения для улучшения слухового восприятия
Овладение навыками чтения и письма зависит не только от правильной работы зрительного анализатора, но и слухового. Поэтому важно не только то, как наш ребенок видит, но и то, как он слышит.
Ребенок с нарушением слухового восприятия с трудом понимает длинные и сложные словесные команды и запоминает трудные слова. Ребенок часто неправильно синтезирует слово, то есть составляет слово из звуков (слышание последующих звуков «котек» не означает сразу слово «кис»), а также анализирует, или голосует (перечисляет звуки, из которых состоит слово "Китти"). В результате вышеперечисленные трудности выливаются в проблемы с чтением целых слов, а затем и предложений.
Нарушения слухового восприятия также включают:
проблемы с запоминанием дней недели, времен года,
перекручивание слов (например, «шнур» вместо «лоскутное одеяло»),
медленная память, овладение рифмами и рифмовками.
И родители, и учителя могут улучшить функцию слуха разными способами:
Различение и узнавание звуков
(с закрытыми глазами дети прислушиваются к звукам, например, постукиванию обо что-то, рвущейся бумаге).
Упражнения с ритмом
(выстукивание ритма в соответствии с показанным рисунком или прыжки в ритме).
Придумайте рифмы к заданному слову.
Упражнение, связанное со словами:
- придумывать слова на определенный звук,
- деление слов на слоги и звуки,
- распознавание звуков в начале и конце слова.
Приведенные выше упражнения следует использовать часто, но помните о градациях сложности. Так что начинаем с простых и легких вопросов, а после их освоения могут появиться более сложные задачи. Если ребенку предстоит проголосовать слова или синтезировать их (составить из звуков), в начале даем короткие слова: кот, дом, оса, аля, ляля, мама, папа. Только во время следующих упражнений вводим более длинные слова: котенок, лампа, воздушный шар и другие.